Многоуровневая защита

В общей стоимости белорусской атомной электростанции одна треть приходится на систему безопасности

В общей стоимости белорусской атомной электростанции одна треть приходится на систему безопасности

Первая отечественная АЭС по надежности и безопасности будет отвечать всем современным требованиям. Такие данные содержатся в отчете об оценке воздействия на окружающую среду строительства и эксплуатации атомной станции в Беларуси. Документ подготовлен в соответствии с международными правовыми актами, в том числе с учетом рекомендаций Международного агентства по атомной энергии. Насколько все же безопасно столь сложное сооружение? Какова степень его защищенности? За комментариями “НГ” обратилась к специалистам.

Выдержит и падение самолета

Общая стоимость строительства АЭС оценивается примерно в девять миллиардов долларов, — говорит ведущий инженер-технолог Дирекции строительства атомной электростанции Михаил Жук. — Примерно треть этих средств пойдет на создание такой многоступенчатой системы защиты, которая способна исключить любое воздействие АЭС на человека и окружающую среду.
Для строительства белорусской станции выбран российский проект “АЭС-2006” с усовершенствованными водо-водяными реакторами третьего поколения. Они используются на большинстве современных станций. Их особенностью является двойная защитная гермооболочка, которая предохраняет как от внутренних, так и от внешних воздействий и может выдержать даже падение самолета. Наряду с активными используются пассивные системы безопасности, которые срабатывают без вмешательства оператора. Данный проект уже апробирован в Китае. Такие же атомные станции строятся в России — Ленинградская АЭС-2 и Нововоронежская АЭС-2, а также в Индии и Болгарии.

Радиация под контролем

Насколько безопасна работа АЭС с точки зрения радиоактивного излучения? Как отмечает Андрей Тимощенко, заведующий кафедрой ядерной  и радиационной безопасности Международного государственного экологического университета имени Сахарова, уровень излучения от станции значительно ниже, чем от естественных источников радиации, которые присутствуют в любой точке земного шара. Угольная станция в десятки раз опаснее с точки зрения влияния на окружающую среду. При нормальных условиях работы АЭС, подчеркивает специалист, радиационное воздействие на окружающую среду в принципе отсутствует.

Дешевле и лучше

Ядерное топливо для АЭС Беларусь планирует закупать в России. По техническим параметрам оно считается одним из лучших в мире и дешевле, чем у других поставщиков. К примеру, у американцев топливо на 45 процентов дороже. Отработавшее ядерное топливо с белорусской АЭС будет возвращаться в Россию для хранения и переработки на горно-химическом комбинате в Красноярском крае.
Немаловажным фактором в обеспечении безопасного функционирования станции является правильный выбор площадки. Как сообщил Михаил Жук, в октябре в Беларуси планируется провести общественные слушания по оценке воздействия АЭС на окружающую среду и только тогда будет принято окончательное решение о месте строительства. Пока же специалисты отдают предпочтение Островецкой площадке в Гродненской области. Инженерно-геологические исследования показали, что основанием главных сооружений здесь будут служить глинистые и песчаные грунты с высокой несущей способностью и степенью прочности.

Кадры решают все

Параллельно с возведением АЭС необходимо готовить профессиональные кадры. Этим займется ряд вузов страны, в том числе Международный государственный экологический университет имени Сахарова. По словам Андрея Тимощенко, в прошлом году в университете открыта новая специальность “ядерная и радиационная безопасность”.
Сегодня в белорусской Дирекции строительства АЭС работают 30 человек, из них восемь россиян. В будущем планируется привлекать к сотрудничеству специалистов из других стран. В качестве базовой площадки для обучения белорусских специалистов выбрана Балаковская АЭС в Саратовской области, которая уже несколько лет признается лучшей атомной станцией России. Набрана первая группа из 24 белорусских специалистов, которые пройдут стажировку на этой станции.
Вообще, вопрос безопасности имеет больше субъективную природу, считает научный сотрудник Объединенного института энергетических и ядерных исследований “Сосны” НАН Беларуси Валентина Брылева.  Большинство боится летать на самолетах, хотя по статистике автомобиль намного опаснее. Сегодня в мире работают 439 реакторов. Во Франции, например, почти 80 процентов всей получаемой энергии приходится на долю АЭС. Не оставляет сомнений и целесообразность проекта. Скажем, один килограмм обогащенного урана, занимающий всего семь кубических сантиметров площади, по калорийности равен 100 вагонам угля и двум цистернам нефти. Такое соотношение с учетом прогнозируемого увеличения стоимости нефти и газа и снижения их запасов — существенный довод в пользу атомной энергетики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter