Источник: Знамя юности
Знамя юности

Режиссер Александр Велединский снимает фильм по роману Захара Прилепина

Многосерийный фильм «Обитель»: бумеранг всегда возвращается

Захар Прилепин не написал бы роман «Обитель», если бы не его бывший сосед, режиссер Александр Велединский. Сейчас Велединский снимает по этой книге многосерийный фильм для телеканала «Россия».

Евгений Ткачук (зэк Артем Горяинов) и Александра Ребенок (Галина, его возлюбленная)
На дворе 1920-е годы. У Артема Горяинова, отправленного в СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) за убийство отца, вспыхивает роман с надзирательницей и любовницей начальника лагеря Галиной, и они решаются на побег. Рассказав такую невероятную, но основанную на реальных событиях историю в романе, Захар Прилепин получил в 2014 году премию «Большая книга». А этот замысел возник в 2011 году…

«Соловки для меня всегда были особой темой, — рассказывает режиссер Александр Велединский. — Мой отец учился там в школе юнг в 1942 году, сбежав на фронт 16-летним пацаном. Однажды продюсер Вадим Горяинов спросил, не интересуют ли меня Соловки. Я ответил: «Конечно, это мое!» Причем на момент разговора я там ни разу не был. Я позвонил Прилепину и предложил ему написать рассказ или повесть про Соловки. Мы с Захаром были знакомы: оба из Нижнего Новгорода. Причем оттуда же отец нашего оператора Никиты Рождественского, с которым я ходил в детский сад и в школу».

Яков Шамшин (поэт) и Евгений Ткачук
Хотя режиссер и писатель росли на одной улице, это происходило в разное время: Велединский старше Прилепина на 14 лет. Они познакомились только лет 10 назад. Когда в 2011 году режиссер предложил писателю слетать на острова, набраться впечатлений и написать рассказ или повесть, по которым можно было бы снять кино, Прилепин ответил: «Нет, это же не совсем мое, я ведь пишу только о том, что сам переживаю. Но я подумаю недели две-три…» Однако перезвонил уже на следующий день: «Это все-таки хорошая тема, полетели». 

«И мы полетели на Соловки, — продолжает Велединский, — с Захаром, продюсером Горяиновым и моими двумя сыновьями, которые, кстати, сейчас снимают вместе со мной «Обитель». Прожили там неделю, пропитываясь атмосферой, я увидел фотографию юного отца в Музее юнг, это очень трепетно… Мы с Захаром решили, что надо писать про конец 1920-х годов, потому что о 1930-х уже много снято. Прилепин пообещал, что до сентября напишет мне рассказ или небольшую повесть. А потом говорит: «Знаешь, не пишется. Не могу понять, что это будет». Но я тогда приступил к съемкам фильма «Географ глобус пропил», мне уже было не до того. Отснял зимний блок «Географа», когда Захар мне прислал первые главы. Говорю: «Но это не повесть». А он: «Да, это будет большой роман. Жалко мне из такого материала повесть делать». И три года он писал книгу. Кстати, главному герою он дал фамилию продюсера, с которым мы летали на Соловки, — Горяинов».

В роли начальника лагеря режиссер сразу видел Сергея Безрукова, с которым познакомился благодаря сериалу «Бригада».

Юрий Кузнецов (отец Феофан) и Сергей Безруков (начальник лагеря) 
«Мы с Александром давно хотели вместе поработать, поэтому я сразу согласился на его предложение, — говорит Сергей Безруков. — У многих героев «Обители» есть исторические прототипы, у моего тоже. Моего героя зовут Федор Эйхманис, а его прототип носил фамилию Эйхманс. Его жизненный путь 
впечатляет: он был латышским стрелком, комендантом «поезда Троцкого», воевал в Туркестане, был первым начальником ГУЛАГа, а в 1938 году его как троцкиста расстреляли. Я попросил Велединского: «Саш, очень хочется заглянуть в глаза этого человека в 1938 году». Я очень много читал о тех временах. Перестройка пришлась на мои старшие классы, тогда журналы публиковали материалы о репрессиях, и судьбы людей вроде Бухарина, Каменева, Зиновьева вызывали у меня большое сочувствие. Но позже я узнал больше, смог взглянуть на вещи шире и понял, что раньше эти люди сами переступили черту. Что их постигло наказание за совершенное ранее преступление. Мой герой убивал — и в 1938 году его самого поставили к стенке, бумеранг к нему вернулся».

Играющий Артема Горяинова Евгений Ткачук тоже сразу согласился на предложение сняться в фильме. «Я ответил «да» еще до чтения сценария, — рассказывает Ткачук. — Я снимался у Велединского в драме «В Кейптаунском порту», и тогда мы с Александром много говорили про «Обитель», про то, как было бы здорово, если бы я сыграл Артема. Самая сложная сцена для меня, отправная точка — убийство отца. А все, что идет дальше, — осознание того, как влияет одно неправильное действие на всю историю семьи, на несколько поколений потомков. Мой герой готов понести наказание, но он не готов умереть. А все в лагере построено на том, чтобы узник не просто был наказан — требовалось подавить в нем все человеческое. Там живут безвольные существа, готовые делать, что угодно, лишь бы выжить. И Артем приходит к тому, что лучше смерть: это его осознанный выбор…»

Режиссер Александр Велединский и Сергей Безруков. Рабочий момент съемок
Яков Шамшин снимался у Велединского не только в фильме «В Кейптаунском порту», но и в «Ладоге». «На роль моего героя, поэта Афанасьева, посаженного за создание публичного дома, пробовались и другие актеры. Мой персонаж — плохой поэт, хотя сам он считает себя вторым Есениным. Ради этой роли я начал писать плохие стихи. Раньше вообще никаких не сочинял — но читал-то хорошие! Некоторые двустишия я читаю в кадре. Сочиняются изумительно легко. Только подумаю: сюда бы двустишие какое-то вставить, а оно уже в голове. Мы смеемся, что к окончанию съемок я таким макаром напишу поэму «Мастырка», о которой Афанасьев все время говорит».

Конечно, создатели фильма о Соловках думали о возможности снимать его именно там. Но действие происходит летом, когда на Соловках много туристов. Монастырь действующий, снимать в нем не получилось бы, и пришлось бы на Соловках строить декорацию Соловецкого монастыря! Поэтому там сняли лишь общие планы, а более подходящей локацией стал расположенный в Вологде Кирилло-Белозерский монастырь. С ролью Белого моря справился Финский залив, а самое страшное место ГУЛАГа — Секир-гору, где находился карцер, — снимут в ноябре в Ярославле.

Елена ФОМИНА, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter