Многонациональный колорит «Дажынак»

Славная традиция испокон веков существует у белорусского народа...

Славная традиция испокон веков существует у белорусского народа – завершать летнюю уборочную страду светлым праздником «Дажынкі». В этом году, впрочем, как и всегда, хлеборобы Беларуси постарались особенно. Невзирая на сюрпризы матушки-природы, которая испытывала на прочность морозами и зноем, на напряженные темпы работы, когда жизнь проходила лишь в измерении поле—комбайн—уборочная, хлебная нива отблагодарила тружеников села щедрым урожаем. Хлеборобы страны все силы приложили для того, чтобы на столе белорусов всегда был свежий, душистый, румяный каравай. Словом, работала вся республика, да и радость от праздника была общей. В этом году тысячи гостей, приехавших на фестиваль-ярмарку «Дажынкі» со всех уголков Беларуси, гостеприимно принимала Гродненщина в обновленной, помолодевшей Лиде.

Торжественная церемония награждения героев жатвы, всевозможные культурно-массовые и спортивные мероприятия, разнообразная развлекательная программа со всевозможными конкурсами, лотереями, аттракционами, представлениями – жизнь районного центра в эти фестивальные дни била ключом.

Оценить масштабы и размах праздника можно было и по количеству торговых объектов: в этом году они измерялись не количеством, а километражем занимаемой площади. Тут и палатки ведущих предприятий легкой промышленности с призывными слоганами «Купляйце беларускае!», и продовольственные лавки, манящие всевозможными запахами, непременно возбуждающими аппетит. Возле Лидского замка бойкую торговлю вели народные умельцы – желающих приобрести эксклюзивную авторскую вещицу было хоть отбавляй. В общем, как показала практика, направо пошел бы, налево ли – непременно угодил бы в ярмарочную суматоху.

На улице Советской районного центра также многолюдно, весело, по-праздничному шумно с самого утра. Резная входная арка с изображениями крестьян, украшенная колосьями и снопами, раскрывает главную тематику фестиваля, а надпись на ней сообщает участникам и гостям праздника о том, что приветствует их здесь Гродненский облпотребсоюз.

К республиканскому празднику «Дажынкi» кооператоры начали готовиться давно. Хоть опыт участия в подобных мероприятиях был достаточно большой – фестиваль Гродненщина принимает не в первый раз — все равно тревожились. Хотелось в очередной раз удивить, впечатлить, восхитить своих покупателей, доставить им удовольствие. Вот и родились новые оригинальные идеи, на реализацию которых коллектив областной потребительской кооперации не жалел ни сил, ни времени, ни финансовых средств. Продумали все до мелочей. А главным доказательством того, что задумка удалась, был нескончаемый поток посетителей и, как следствие, отсутствие свободных мест в ресторанчиках.

Что же такого диковинного может быть, к примеру, в сфере общественного питания? Действительно, привлечь внимание искушенного современного потребителя нынче сложно. Но возможно, если подойти к процессу всерьез и творчески.

Участие в республиканском фестивале-ярмарке тружеников села в этом году принимали 10 райпотребобществ. В основу подготовки к празднику легли традиционное гостеприимство, радушие и толерантность белорусского народа, которые и подтолкнули организаторов к созданию многонационального колорита на «Дажынках». Тут же были составлены богатые меню, продуманы интерьеры палаток, по уникальным сценариям подготовлены музыкальное сопровождение и развлекательная программа.

Если кто-то полагал до сих пор, что венцом кулинарного искусства на таком масштабном празднестве по-прежнему будет шашлык, вскоре смог убедиться в том, что ассортимент предложенных угощений может быть гораздо шире и разнообразнее. Блюда белорусской, молдавской, кавказской, русской, прибалтийской, еврейской, польской, украинской кухонь, которые рискнули приготовить мастера райпотребобществ, снискали славу у настоящих гурманов.

«Тушеная лосятина, жаркое из кролика, запеченное мясо дикой козы...» – такие блюда предлагает в первом же ресторане изголодавшимся и порядком подуставшим посетителям Лидское райпотребобщество. Пожалуй, только железная сила воли не даст усилиться слюноотделению во время знакомства с меню. Из напитков, пожалуйста, солодуха, безалкогольный средневековый напиток на основе ржаной муки. «Что за изыски?» – спросит покупатель. «А это вовсе не изыски – традиции», – с готовностью пояснят кооператоры. Лидчанам пришлось знакомиться с кухней белорусской шляхты. Сначала самим, а потом предлагать блюда гостям праздника.

В «Княжацкай трапезнай» и интерьер выдержан в стиле средневековых замков белорусской знати: мебель из массива сосны, кованая люстра, чучела диких животных. Дополняют общую композицию и костюмы официантов, стилизованные под старинные.

Рядом с рестораном, в «Майстэрне пана Сяргея», каждый мог попробовать свои силы в гончарном ремесле. К слову, желающих нашлось немало.

Следующей точкой нашей виртуальной экскурсии по подворьям станет альтернативная ивьевская «Пузата хата». Драники, верещака, блины со всевозможными начинками – посетителям предлагали попробовать блюда крестьянской кухни.

Заданный стиль белорусской хаты был выдержан не только в интерьере – отдельные его элементы были декорированы льном, деревом, керамикой, соломой, ткаными изделиями, но и в сервировке и выкладке товаров. Букеты из васильков, колосьев и полевых ромашек добавляли уюта и еще больше подчеркивали национальный колорит, выдержанный работниками Ивьевского райпо с таким блеском. Кстати, звучала здесь только белорусская народная музыка в исполнении местного ансамбля «Чабарок».

А рядом с рестораном развернулось настоящее крестьянское подворье со всей возможной живностью, что велась в хозяйстве белорусов. Под навесом разыгрывалась беспроигрышная лотерея, девушки в национальных нарядах показывали мастер-класс плетения из соломки и вязания, периодически подтягивался народ к дегустационному столику. Пробовать было что: ассортимент продукции собственного производства у райпотребобщества внушительный.

Винные бочки, обвитые виноградной лозой, плетеные корзины со спелыми, сочными гроздьями, аисты, выпеченный рог изобилия и мельница, белые и красные плетеные шары… Не составило труда догадаться, кухню, обычаи, символы какой страны представили бессменные лидеры системы потребкооперации области – коллектив Дятловского райпотребобщества. Конечно же, солнечной Молдовы.

В ресторане «Мэрцишор» преобладали красно-белые цвета, помпонами такого же цвета украшены спинки стульев и стены. Это и есть мэрцишоры – талисманы, которые дарят молдаване родным и любимым в первый день весны с пожеланиями счастья, любви, удачи. Их носят на левой стороне груди весь март, а в апреле вешают на фруктовое дерево, загадав желание, которое обязательно сбудется.

В меню ресторана представлено 28 блюд национальной молдавской кухни. Среди них зама с курицей, костица, кырнэцей, гогошары, барашек на вертеле и многие другие. Рецепты разрабатывались поварами с учетом национальных особенностей кухни, острой, с добавлением большого количества кетчупа.

Кстати, организаторы позаботились даже об импровизированном фруктовом дереве, которое с удовольствием украшали мэрцишорами гости фестиваля. Оно находилось на улице, рядом со сценической площадкой, на которой пел и плясал цыганский ансамбль.

Волковысские кооператоры с энтузиазмом взялись за поиски секрета кавказского долголетия. И пришли к выводу, что он, в принципе, прост. Это чистый воздух, хорошее питание, верные друзья рядом и отличное настроение. Последнюю составляющую рецепта гарантировала музыкальная группа «Тамвера». А полноценное, сбалансированное питание – повара кафе «Джорджия». Лаваш, хачапури, чурчхела, плов, чахохбили, бастурма, сациви, купаты, аджика, много зелени и плюс ко всему этому кулинарному великолепию посетителям предлагался бокал настоящего грузинского вина.

На подворье, естественно, не обошлось без приготовления шашлыков, барашка на вертеле.

С русским размахом, хлебосольно в своем ресторанчике «Русский простор» встречал посетителей коллектив Островецкого райпо. Работал над раскрытием темы он долго, тщательно составлял меню, подбирал ассортимент товаров, продумывал дизайн помещения. В итоге жалеть о затраченных усилиях не пришлось – свободные места в ресторане были скорее случайностью, чем закономерностью. Пельмени, вареники, блинчики с икрой, расстегаи, кулебяки, блюда из рыбы, словом, все, чем славится русская кухня, шло на ура. Понравились посетителям и десерт из тыквы, и кондитерские изделия. Праздничную атмосферу помогали создавать артисты из районного Дома культуры. А приглашал к столу гостей настоящий русский мишка.

Честно признаюсь, пройти спокойно мимо торговой палатки Мостовского райпо не хватило мужества. Сказочные ароматы свежей выпечки настигали еще на подходе к ней, а потом еще долго будоражили воображение сладкоежек, не устоявших перед соблазном заглянуть в кондитерский павильон. Торты, пирожные, хлебо-булочные изделия, печенье, выпечка из замороженных полуфабрикатов разлетались с витрин в мгновение ока. «Все, кто попробовал нашу продукцию вчера, сегодня возвращаются снова», – признаются кооператоры. Пользоваться таким авторитетом у покупателей – чем не доказательство профессионализма специалистов?

Ошмянское райпотребобщество занималось разработкой прибалтийской тематики. Как признались работники, представить современные страны-соседки было достаточно сложно – мы по разные стороны границы. Но все же попробовали. Ведь много общего есть у наших народов в истории, традициях, гастрономических пристрастиях. К разработке меню кооператоры подошли очень серьезно: хотелось показать и достоинства прибалтийской кухни, и отличия от национальной белорусской. В итоге акцент был сделан на большее количество блюд из морепродуктов. Так появились фирменные салаты «Нептун» с креветками, «Новая волна», «Юрмала», фаршированные кальмары, волованы с лососевой икрой, форшмак, котлеты по-жемайтски. Настоящим украшением интерьера ресторана стал аквариум с живыми осетрами.

Дружеская, теплая атмосфера царила в кафе «Шалом» Вороновского райпо. Название свидетельствует о том, что представляли кооператоры культуру еврейской диаспоры. Кому хотелось чего-то особенного, могли попробовать здесь цимес из курицы с изюмом и черносливом, бульбелаткес (драники), щуку по-еврейски, кихэлэх – еврейское печенье с маком, булочки с джемом «Уши Амана». Помогали коллективу потребобщества справиться с задачей и народный ансамбль еврейской песни из Лиды, и работники районного Дома культуры, и представители Гродненской еврейской диаспоры, которые и выступили главными координаторами подготовки к празднику.

— В кафе соблюдены все нормативы традиционных гастрономических аспектов, блюда приготовлены по всем еврейским канонам, – поделился впечатлениями главный раввин РООПИ в Беларуси Григорий Абрамович. – Кроме того, место получилось достаточно уютным – располагает к душевным посиделкам и беседе интерьер заведения.

Тамара Должанская, руководитель еврейской общины, поблагодарила коллектив райпо, людей, в принципе не связанных тесно с еврейской культурой, но сумевших настолько тонко передать все нюансы, привлечь огромное количество посетителей, порадовать их вкуснейшими блюдами. Внимание привлекает даже меню, в котором названия блюд написаны по-русски и на иврите.

Михаил Двилянский, председатель религиозной еврейской общины, также отметил громадную работу, проделанную работниками потребкооперации. «Я в восхищении от «Дажынак» и от того, как похорошел и преобразился наш родной город Лида. Здесь хватит места для всех культур», — подчеркнул он.

Самобытность польской культуры демонстрировали представители Щучинского райпотребобщества. За эту идею взялись с удовольствием: еще бы не знать западным белорусам соседских изюминок! Меню, название ресторана – все было на польском языке. Число почитателей национальной кухни значительно возросло после того, как посетители попробовали тающие во рту пызы с соусом, флячки и другие яства. Развлекали гостей подворья песнями и танцами артисты ансамбля Польского дома. Высокий уровень подготовки райпо оценили и этнические поляки: они горячо благодарили организаторов.

«Хочешь выпить и поесть, все в «Шинке Солохи» есть» – призывная надпись на палатке Кореличского райпо не позволяла пройти мимо. Борщ с клецками, вареники, медовуха и, конечно же, сало стали главными пунктами в меню на украинском подворье. «Душевно здесь» — так в основном характеризовали шинок многочисленные посетители. Что и было еще одним подтверждением успеха потребкооперации.

За фестивальные дни палатки облпотребсоюза посетили тысячи гостей, среди них были Зенон Ломать, председатель Комитета государственного контроля Беларуси, Валентин Чеканов, министр торговли Республики Беларусь, Сергей Сидько, председатель Правления Белкоопсоюза, Александр Русанов, заместитель председателя Гродненского облисполкома. Наблюдали за праздником и перенимали опыт коллеги из других областей, ведь в следующем году эстафету примет Минская область. Все без исключения оценили высокий уровень организации и огромный вклад в подготовку к одному из главных праздников республики. А уже постфактум стало известно, что национальные подворья, созданные кооператорами с большой ответственностью и любовью, были отмечены самым высоким уровнем посещаемости. Имидж потребкооперации на «Дажынках» был представлен достойно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter