
8 июля 1940 года вышла на экраны комедия «Моя любовь», режиссер Владимир Корш-Саблин снял ее на киностудии «Советская Беларусь» (да-да, тогда она называлась именно так). В фильме хватало песен, музыку к нему сочинил Исаак Дунаевский, а стихи — Анатолий Д’Актиль, советский пародист и песенник, которому особенно удавались легкие юмористические тексты. Главную героиню Шурочку сыграла молоденькая и очаровательная Лидия Смирнова. Дебютантка, ученица легендарного режиссера Александра Таирова, только-только окончившая Московское городское театральное училище.
В фильмографии Лидии Смирновой несколько десятков картин, многие оставили заметный след в истории кинематографа СССР, нередко пересматриваются они и сегодня. И хотя первая роль Шурочки была лирической, в будущем Смирнова расширила свой диапазон максимально широко. «Мичман Панин», «Женитьба Бальзаминова», «Деревенский детектив» и вся серия фильмов о милиционере Анискине, «Дом, в котором я живу»… Да даже докторшу в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова помнит каждый, хотя вряд ли осознает, что это та самая Шурочка-Смирнова из «Моей любви», очаровавшая на съемочной площадке Исаака Дунаевского до сумасшедшей влюбленности, да и только ли его одного?
О себе она говорила: «Не знаю ничего интереснее, чем сама жизнь. И ничто не приносит мне такого счастья, как бесконечно дорогая, единственно возможная для меня профессия». И она работала — в годы войны не только выступала перед бойцами и ранеными, но и снималась. Муж актрисы погиб на фронте, потому ее Варя Бурмина в «Парне из нашего города», партизанка Фенька в картине «Она защищает Родину», радистка в «Родных берегах» и Вера в «Морском батальоне» — это та же Шурочка, только разом повзрослевшая в годы военного лиха, которая смотрит с экрана уже совсем другими глазами…
В 1943-м ей пришло письмо от экипажа танкистов, в котором говорилось, что портрет Смирновой в роли Вари Бурминой они укрепили на своем танке, а под ним надпись: «Вперед, за Родину, за любовь Вари к Сергею!»В 1949 году в фильме «У них есть Родина» Александра Файнциммера по пьесе Сергея Михалкова актриса сыграла роль девушки Смайды — воспитательницы приюта в Западной Германии, помогавшей советским офицерам в розыске детей, угнанных с оккупированных территорий на чужую землю в годы войны. За эту роль в 1951 году Лидия Смирнова была награждена Государственной премией СССР.
Она могла сыграть кого угодно: проститутку Флосси, «фею из бара» в драме «Серебристая пыль», городскую девушку Настю, стремящуюся доказать превосходство над своей деревенской сестрой («Две жизни» Константина Воинова), острую на язык сваху в «Женитьбе Бальзаминова» — Смирнова много снималась, не отказываясь и от эпизодических ролей, если они были интересны. Она сберегала костюмы, в которых когда-то играла, и годы спустя для каких-то ролей просто открывала пару огромных чемоданов, где бережно хранились наряды прошлых лет.
«Я знаю, у меня есть чувство юмора и немножко, чуть-чуть, самоиронии. Я не боюсь над собой посмеяться, — писала она в мемуарах. — Есть закон: если я на сцене открыта, то между мной и зрителями прокладывается мостик. Я искренна, они это чувствуют, я их увлекаю и заражаю тем, чем я живу сегодня. И тогда у нас появляется близость, взаимоуважение. Потому что если я с ними доверительно говорю, если я откровенна, значит, я им верю. И они начинают мне тоже верить. В такие моменты я чувствую себя на сцене как рыба в воде. Еще знаю, что я должна держать форму, должна держать спину, должна быть профессиональна».
ovsepyan@sb.by