В Пружанском районе живет династия, призвание которой — воспитывать приемных детей

Многодетность по наследству

У белоруса Александра и украинки Лирины Нежевец 15 детей. Двое биологических, пятеро усыновленных, остальные — приемные воспитанники детского дома семейного типа. Супруги из Пружан отважились на создание большой семьи по примеру родителей, у которых семейный детский дом в Ружанах. А те ориентировались на опыт своих матери и отца... «Мы многодетные в пятом поколении», — говорит Лира и приглашает нас в большой уютный коттедж по улице Григория Ширмы.

У вас будет ребенок

В Пружанском районе три детских дома семейного типа. В одном воспитатели Лирины родители — Ольга и Юрий Бакуменко, во втором — Лира с Сашей Нежевец, которые стали воспитателями осенью 2018 года. Тогда Лирине было 29, а Александру — 31 и у них уже было трое усыновленных детей.

— Саша из Иваново, я из Ружан, а познакомились в Санкт-Петербурге. Поженились, ждали ребеночка. Но на восьмом месяце беременности у меня случился выкидыш. Врачи не оставили надежд на материнство. Вернулись в Ружаны и усыновили троих, — рассказывает предысторию создания большой семьи Лирина.


Ее родители Юрий Григорьевич и Ольга Михайловна во времена СССР приехали из Украины служить в войсковую часть. И остались в Ружанах. Родились Лира, Давид. А потом супруги взяли на воспитание сирот… Так в 2010 году в Пружанском районе появился первый детский дом семейного типа, где сейчас десять ребят, в том числе с инвалидностью, особенностями психофизического развития. К слову, мать Ольги Михайловны вырастила семерых — своих и приемных. Прабабушка и прапрабабушка тоже опекали малышей, оставшихся без родителей… Вот такая необычная династия.


У Александра же, как он шутит, было две мамы — биологическая и… сестра, которая старше на 16 лет. Вполне мог вырасти эгоистом, а стал многодетным отцом.

— Усыновить — это же не машину купить, — рассуждает папа Саша. — Отцовство и материнство — серьезная ответственность. Семья должна быть счастливой. Мы,  разумеется, подумали, посоветовались с родителями.

Лира вспоминает:
— Когда начались разговоры про создание детского дома семейного типа, были уверены, что из-за молодости не пройдем проверку, но все получилось. И как только у нас на руках оказалось десять приемных детей, гинеколог на приеме сказала: «У вас будет ребенок!»

А в июле нынешнего года Лирина родила дочке Александре братика Марка. Уже через месяц после родов взяли на воспитание новорожденную сиротку Ангелину. Обоих малюток мама кормит грудью.

Семейные ценности

Костя, Юля, Даша, Егор, Дима, Настя… Мы застали всю семью в сборе. Под ногами крутились йорки Агуша, Шпилька, Элька и два кота — Феликс Львович и Рыжая. При этом в доме — ни пылинки, ни шерстинки.

— Убираем два раза в день, — раскрыла секрет чистоты хозяйка.


На кухне нас ждал огромный стол, за которым поместились все. Хорошо посидели — с пирогами, блинами, с чаем из ароматных трав. Продукты семья покупает в магазине и привозит из Ружан от родителей Лиры, у которых большое хозяйство: земля, куры, свиньи, козы, овцы.

Подъем в 6:20 — и дальше день по расписанию. Когда ребята расходятся по садикам и школам, в доме остается пятеро малышей.

У нас на пятерых детей пять взрослых: мы с мужем, наша помощница — моя приемная сестра Карина, свекор Александр Леонидович и Юлька, она окончила в этом году школу, у нее инвалидность. Поэтому нам с Сашей хватает времени и на себя, — улыбается Лирина.


— Главное — не заморачиваться какими-то правилами и условностями, — вторит супруге Александр. — Лира успевает учиться на стилиста, ведет Instagram о нашей жизни.

В разговор включается Татьяна Прокопчик, главный специалист по вопросам обеспечения прав несовершеннолетних Пружанского райисполкома, которую Нежевцы пригласили в гости вместе с нами:

— Лира в Instagram рассказывает обо всем без прикрас. Мы к ней отправляем тех, кто хочет взять детей на воспитание: пусть посмотрят, что это такое. Снаружи все может казаться красиво, а внутри хватает трудностей.


Лирина действительно не скрывает проблем:

— Никита нам достался очень сложным. В десять месяцев голову не мог держать, потому что его просто не брали на руки. Сейчас сыну чуть больше года и он уже летает по дому. Но очень боится высоты, потому что мама уронила его в больнице.


Дети как дети — иногда шумно, иногда тихо, смеясь делится подробностями Александр:

— Порой наш дедушка Александр Леонидович просит таблетку «от головы» и быстренько уезжает к себе в квартиру.

Говоря о семейных ценностях, многодетный отец исключает недопонимание, поэтому просит детей всегда говорить правду об учебе, об отношениях со сверстниками. Табуированных тем быть не должно.


Будучи уверенными, что льдинки в детских душах всегда растопит тепло родительской любви, супруги все же против жалости, которую порой проявляют к приемным малышам в нашем обществе. Они должны вырасти самостоятельными и готовыми к трудностям.

— Вы говорите им, что где-то живут родители, бабушки с дедушками? — интересуюсь.

— Безусловно. Если не я, то кто-то другой скажет. Мамы наших детей никогда в гости не приезжали, а вот некоторые бабушки проведывают. Когда дети интересуются, почему их бросили, подбираем нужные слова и плохого об их родителях никогда не говорим.


В ТЕМУ

— В Брестской области сеть замещающих семей представлена 55 детскими домами семейного типа, 173 приемными семьями, 928 — опекунскими. На воспитании находится более 1800 ребят. При этом количество детей в Дивинском детском доме и Детской деревне под Кобрином с каждым годом сокращается.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Победитель конкурса Белорусского союза женщин «Женщина года — 2016» в номинации «За воспитание детей и молодежи» родитель‑воспитатель Ольга Бакуменко:

— Интересы семьи стоят на первом месте в Беларуси, которую мы выбрали для жизни. Горжусь, что дочь с зятем пошли по нашим стопам. Уверена, наши предки тоже гордились бы Лирой и Сашей. Это здорово — быть окруженными детьми, заботить ся о них, чувствовать, как тебя обнимают маленькие нежные ручки. Детский смех и улыбки наполняют энергией и здоровьем лучше самых дорогих лекарств.

Елена Симакова, заместитель начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования:

— Принятый в 2005 году Закон «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей…» и Декрет  Президента № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 ноября 2006 года стали прорывными. К проблеме сиротства подходим комплексно. Создана гибкая нормативно-правовая база. Сразу несколько ведомств ведут профилактическую работу с неблагополучными семьями. Родителей отправляют на лечение от алкоголизма, им помогают трудоустроиться, оказывают психологическую и юридическую консультации — делают все, чтобы количество социальных сирот уменьшалось, дети жили с биологическими мамой и папой. И результаты налицо. Если в 2006‑м 2422 ребенка изъяли у родителей с лишением родительских прав, то в 2022‑м — 913. В том же 2006 году только в системе образования функционировал 71 интернат для детей-сирот, сейчас их всего десять, причем чаще там проживают дети, жизненно нуждающиеся в постоянном меднаблюдении. В доме ребенка в 2006‑м находились 1034 воспитанника, в 2022‑м — 202. А теперь сравните показатели по детским домам семейного типа: на 2006‑й в них воспитывался всего 461 ребенок, сегодня — 1744.

kozlovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter