Многодетная — значит счастливая

Так считают родители. А общество? Сначала Валентина Ивановна подумала, что ошиблась. Подошла поближе к списку, вывешенному в детском саду, который посещает ее младшая дочь Вика. Нет, не ошиблась. Это ее фамилия значилась в списке неблагополучных семей. И разволновалась, чуть сдерживая слезы. Даже не спросила, почему. Ведь не первый раз столкнулась с этой проблемой. Первый раз, когда увидела на амбулаторной карте дочери жирную надпись “группа социального риска”. И возмутилась уже тогда. На ее обращение отреагировали — прямую надпись на карточке всем медикам предписали заменять закодированной. Но проблема-то осталась. Валентина Ивановна даже озвучила ее на прошлогоднем слете многодетных родителей. Но семья по-прежнему числится в списке неблагополучных.

Куренец — хоть и большая, но все-таки деревня. А в деревне все на виду — никаких особых обследований проводить не надо, чтобы понять, как живут, какой климат в семье. Социальное благополучие семьи Серга видно сразу — по счастливому блеску в глазах детей, по особой ауре добра и взаимопонимания, которую не скроешь и не создашь искусственно. Особая душевная атмосфера создается в семье трудолюбием хозяина, Валентина Алексеевича, умением хозяйки, Валентины Ивановны, не “разрываться между домом и работой”, а талантливо сочетать обязанности сельского врача-стоматолога и заботливой мамы. А ее способности растить здоровых, трудолюбивых и счастливых детей только поучиться можно.
Но Валентина Ивановна на эмоции не рассчитывает, для проверяющих она заготовила видимые доказательства благополучия их семьи — Почетную грамоту и дипломы за успехи в научной работе старшей дочери Юли, недавней выпускницы медуниверситета, а ныне успешного стоматолога. С особой теплотой мама показывает поделки, которые десятилетний Ян мастерит вместе с папой, восхищается старательностью дочери Тани.
В семье Серга пятеро детей. Самая младшая, двухлетняя Вика, объект не только особой родительской заботы, но и особого, даже благоговейного внимания. В деревенский детский сад папа отвозит ее на автомобиле, вечером забирает их обоих: маму с работы, Вику — из садика. Наверное, нет той специальности, которую бы не освоил не привыкший сидеть без дела Валентин Алексеевич Серга. Сейчас вот токарное дело осваивает — задумал бочонки выточить. В них хорошо сохраняется мед, который получают на домашней пасеке.
Словом, в моем понимании, образцовая семья. Почему же неблагополучная? Ведь именно это определение больше всего обидело Валентину Ивановну. И она, никогда не просившая никаких материальных или иных благ для своей семьи, взялась за перо, чтобы поднять социальную проблему. Почему слова “многодетная” и “неблагополучная” трактуются как синонимы?
— Да, это так, — подтвердила заведующая детской консультацией Вилейского ТМО Нина Степановна Трухан. И сослалась на инструкцию, согласно которой к социально неблагополучным семьям автоматически относят многодетные, неполные, опекунские семьи. В этом же списке — семьи с несовершеннолетними мамами, семьи, где родители наркоманы, алкоголики или просто злоупотребляющие спиртным, ведущие аморальный образ жизни или те, кто воспитанием своих детей не занимается.
— Не надо так болезненно реагировать, я тоже одно время была в этой категории — трое детей подрастали, — стала успокаивать Нина Степановна.
Я хорошо знаю ее семью, скорее образцовую, чем неблагополучную. Три умных и симпатичных сына — гордость и забота родителей. Двое старших с отличием окончили медицинский институт, обзавелись семьями. Младший, Степан, стал студентом в этом году. Где же тут неблагополучие?
Хотя согласна скорее с Валентиной Ивановной Серга, чем с Ниной Степановной Трухан, — нельзя к этому “клейму” относиться спокойно. У меня к этой проблеме отношение личное. Став вдовой, автоматически, как и Валентина Ивановна, попала в разряд “неблагополучных” только на том основании, что семья неполная. Хотя никто никогда не упрекнул меня в том, что дети недополучают внимания, любви или заботы. Да и одна моя знакомая, приняв решение в сорок лет стать матерью в третий раз, автоматически попала в группу социального риска. Только на том основании, что возраст, дескать.
“Классификация” родителей — не клеймо, не ярлык, которое навесил и забыл. Сам термин “социально неблагополучная” — словно крик о помощи, которая семье нужна. Валентин и Валентина Серга за помощью не обращались — со всем справляются сами. Сами построили дом для своей многодетной семьи, держат крестьянское хозяйство. За всеми этими многочисленными заботами не ограничиваются тем, что дети “одеты-накормлены, чего же больше”, а находят время для их развития.
— Знаю я эту семью, — сказала в беседе с корреспондентом “НГ” директор Вилейского территориального центра социального обслуживания семьи и детей Людмила Михайловна Слепцова. — Высокодуховная, счастливая, все бы такие были.
Кстати, в банке данных территориального центра социального обслуживания семья Серга числится как многодетная. Не более и не менее. Да и нет у них, заверила меня Людмила Михайловна, никаких нормативных документов, предписывающих обязательно относить многодетные семьи к неблагополучным.
В отношении же к детям этот термин вообще неприменим. Есть проблемные дети — те, кто уже замечен в противоправных или асоциальных деяниях, но неблагополучных нет. К группе социального риска относят семьи, недавно потерявшие одного из родителей — не для того, чтобы, навесив ярлык, забыть, а чтобы помочь, оказать поддержку в трудную минуту. И это не навсегда. Видят социальные педагоги, что семья справилась со своими проблемами, — и из этой категории исключают.
Депутат районного Совета Людмила Михайловна Лешкович — сельский врач. Деревня Любань — соседняя с Куренцом, в котором живет Валентина Ивановна Серга. В двадцати семи населенных пунктах, которые она обслуживает, четырнадцать многодетных семей, и только четыре из них Людмила Михайловна назвала — нет, не неблагополучными — семьями, требующими повышенного внимания.
— Ну как я могу назвать неблагополучной семью Черток из Журих, — удивляется Людмила Михайловна. — В семье десять детей, а родительской заботы и ласки хватает на всех. Вы бы посмотрели, как трудолюбивы и самостоятельны эти дети, как доброжелательно относятся к людям, как приучены к порядку!
Врач общей практики с большим стажем, Людмила Михайловна считает, что дело не в инструкциях. Надо просто видеть перед собой конкретного человека и называть вещи своими именами. Многодетная — пусть и значится как многодетная, неполная — как неполная. Классифицировать же их по группам — лишняя работа.
Когда общалась с Валентиной Ивановной Серга и ее замечательной семьей, невольно вспоминала слова из выступления Президента нашей страны о том, что от формализма в работе с людьми мы должны перейти к работе на конкретного человека. Это — как раз тот случай, когда не следование инструкциям должно стать главным, а интересы маленького человечка. Тем более когда речь идет о таком хрупком и важном материале — о будущих гражданах Беларуси.
И ведь немногого просит Валентина Ивановна — признания ее семьи счастливой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter