В Гродненской области сельчане не хотят оплачивать воду из колонки

Много воды утекло

Гродненской области по итогам первого полугодия за 15% доставленной потребителям воды оказалось некому платить. Коммунальщики называют несколько причин появления в отчетности графы «неучтенная вода»: самовольные врезки, большое количество водозаборных колонок, прохудившиеся трубы и другие. Пока специалисты только подсчитывают убытки. Но не за горами то время, когда придется ставить вопрос ребром и принимать кардинальные меры.


То ли есть, то ли нет

Жительница агрогородка Ратичи Гродненского района Анна Бужинская целый год прожила без воды. Старенькая водозаборная колонка сломалась. Дети и внуки приезжали из Гродно и носили воду из центрального колодца, который расположен ближе к центру деревни. Самой Анне Максимовне с тяжелой ношей оттуда не дойти. Сельчанка живет на свете уже больше 80 лет.

Прежде чем встретиться с бабушкой, еду в Подлабенский сельсовет, чтобы узнать, насколько остро стоит проблема водоснабжения. Его глава Тадеуш Жук признается — вопросов по этой теме всегда возникает немало:

— У многих бабушек и дедушек, которые живут одни, есть дети и другие близкие родственники. Заботиться о стариках — их обязанность. Но обращаются почему-то к председателю сельсовета. Прохудилась крыша, нет воды, дров и так далее. Все это, по мнению сельчан, должны делать местные власти.

Вместе с Тадеушем Станиславовичем отправляемся в Ратичи. Прямо напротив дома с нужным нам номером стоит водозаборная колонка. Проверяем. Все нормально — работает.

Анну Максимовну застали во дворе. Хозяйка на низкой табуретке перебирает крупные разноцветные головки лука. Знатный урожай. Недалеко стоит автомобиль «Ауди».

— Сын сейчас живет у меня, — поясняет пенсионерка. — В городе работы не нашел и перебрался в деревню. Собирает яблоки в саду. Сдает на переработку кооператорам.

— Решили проблему с водой?

— Вот сын и решил. Пока сам не сделал, никто не помог. За зиму знаете как намучилась! У соседей колодец, но он как мусорная яма. В центре Ратичей есть хороший колодец. Оттуда брали воду для питья. А когда там насос сломался, ходили к местному жителю, у которого зимой колонка не замерзала. Так и справлялись. Весной начала бить тревогу. Июнь, июль, август пошел, а я все без воды. Приезжала ремонтная группа. Посмотрели и развели руками. Дескать, запчастей нет. И уехали. Правда, список необходимых для ремонта деталей составили.

Анна БУЖИНСКАЯ пользуется водой бесплатно

— Анна Максимовна, почему в дом воду не проведете?

— Да много ли мне надо? — пожимает плечами сельчанка. — Молодые пусть проводят. Пойдемте, покажу вам колонку свою.

Анна Бужинская открывает деревянную калитку, ведущую в яблоневый сад, и указывает на водозаборную колонку. Еще одна? Какая из них первая, а какая вторая, сказать сложно. На данный момент обе в рабочем состоянии. Удивляется и председатель сельсовета.

— Давно установили эту колонку? — интересуется Тадеуш Жук.

— Так уж и не помню когда, — отвечает Анна Максимовна. — Еще при Советах колхоз ставил. Недавно сын новые трубы купил и заменил прохудившиеся. Четыре выходных провозился, но сделал. Зимой и уличная не работала. Сейчас обе в строю.

— А вы платите за воду?

— Конечно. Могу и квитанции показать.

Бабушка идет в дом и возвращается через пару минут с кипой бумаг. Внимательно изучаю одну квитанцию за другой. Телефон, электроэнергия, коммунальные платежи (от 0,47 до 1,16 рубля в месяц). Графы о водоснабжении нигде нет.

— Смотрите внимательнее, — недоумевает бабуля. — За все плачу.

Возвратившись в сельсовет, Тадеуш Жук набирает номер абонентского отдела ЖКХ Гродненского района. На другом конце провода отвечают, что абонента с такой фамилией в списке плательщиков за воду нет. Получается, Анна Бужинская пользуется водой бесплатно. Конечно, самой сельской жительнице много воды не надо. Вряд ли она ежедневно принимает ванну. Но на полив огорода уходит не меньше воды, чем горожанин ежедневно тратит на водные процедуры.

За чей счет идет снабжение

Что думают по этому поводу коммунальщики? Исполняющий обязанности директора ЖКХ Гродненского района Николай Степанчук вынужден терпеть убытки:

— Водозаборные колонки — это самый большой бич. Старики не хотят проводить воду в дома и устанавливать счетчики. Это первое. В советское время люди самовольно ставили колонки во дворах. Много водозаборных колонок остается на улицах. Возьмите центральную трассу, ведущую через агрогородок Коробчицы к польской границе. Любой может остановиться и набрать воды в канистры. Кроме того, идет строительство постоянно. Вода берется в неограниченном количестве. Да и по-прежнему есть умники, которые ставят глухие врезки. Такое сплошь и рядом. Один раз в месяц две бригады во главе со мной обследуют намеченные отрезки. Как правило, проверяем по две деревни. Виной всему, по большому счету, человеческий фактор. Заместитель председателя Гродненского облисполкома Владимир Дешко давно предлагает: проводите людям воду в дома и ликвидируйте колонки. Но насильно сделать этого мы не можем. В конечном итоге все эти затраты ложатся на баланс предприятия и сказываются на заработной плате. Уверен, с введением стопроцентной оплаты за воду и другие коммунальные услуги придет время решать эту проблему жестко.

Согласно существующему законодательству, если в районе 100 метров от водозаборной колонки проживает хотя бы один человек, у которого нет центрального водоснабжения, коммунальщики не имеют права трогать колонку. Норма — 35 литров в сутки на человека. Однако проконтролировать расход воды невозможно. Работники жилищно-коммунальной службы пытались навешивать замки, но их просто сбивают.

Начальник отдела водопроводно-канализационного хозяйства и благоустройства управления ЖКХ Гродненского облисполкома Владимир Леоненко также думает над решением этой проблемы:

— Процесс идет, но достаточно вяло. По итогам первого полугодия нынешнего года в области за 15,4% доставленной воды оказалось некому платить. За 2015—2016 годы демонтировали 541 водозаборную колонку по области, остаются действующими еще 1286. Немалое количество средств уходит на их ремонт. Предлагаем людям проводить воду в дома, даже технику выделяем, но пожилое население привыкло, что все должно делаться бесплатно. А колонки где у нас? В основном за городом остались. Приборы учета заставляем ставить, но и здесь возникают определенные трудности. Хищение воды путем несанкционированного подключения и самовольных врезок к водопроводам, к сожалению, по-прежнему имеет место. А вода не бесплатная. Ее себестоимость, в частности, зависит от того, насколько полный объем потребленной жидкости оплачивает население. Поэтому чем больше неучтенных потерь, тем дороже она обходится. Ситуация неприятная: одни получают воду бесплатно, а другим приходится за них платить.

На июньской коллегии Комитета государственного контроля Гродненской области отметили: работа по снижению потерь и неучтенных расходов воды ведется недостаточно. Специалисты говорят  еще об одной проблеме. На техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт инженерных сетей в прошлом году направлено всего 1,3 миллиона рублей (4,3% от фактической себестоимости услуг водоотведения). При том, что 705 километров водопроводных сетей (18,7% их общей протяженности) имеют 100%-й износ и находятся в неудовлетворительном состоянии.

Эти цифры также важны, потому что демонтаж водоразборных колонок проводится системно, одновременно с ремонтом существующих сетей и прокладкой новых водопроводов. В такой ситуации понять можно всех: и коммунальщиков, с которых спрашивают за убытки, и пожилых сельчан, которых уже не переделать на современный лад. Например, Анна Максимовна из Ратичей абсолютно уверена: в «копеечной» квитанции за коммунальные услуги где-то включена у нее и плата за воду. И таких, как она, в Гродненской области тысячи.

tanula.k@mail.ru

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter