Ждать ли откровений от третьей национальной театральной премии?

Много шума и... ничего

В  2012 году на церемонии вручения Второй Национальной театральной премии почти все награды, начиная с Гран-при, получил спектакль “Пиковая дама” Гродненского театра кукол. Вот было шума! Среди номинантов почти все драматические театры Минска. Гремела фанфарами, сверкала металлом и шелками и “Аида” национальной оперы. Съехались артисты и режиссеры из областей. В зале шелестели нарядами мамзели, перешептывались комики и трагики. А на сцену непрерывно выходил гродненский режиссер Олег Жюгжда.

В конкурсе музыкальных театров на звание лучшего 
претендует “Софья Гольшанская” Владимира Кондрусевича.

Все шишки, естественно, посыпались на жюри из 100 человек. Но не могли же ошибиться сразу столько судей. В конце концов все признали, что победа была заслуженной. Маленький театр победил, а большой опере срочно нашли внеконкурсную награду.

В этом году правила изменили. Третья Национальная театральная премия разойдется по трем “квартирам”. Куклы не станут соревноваться с оперой. Музыкальные, драматические и кукольные театры не пересекутся. Жюри небольшое, у каждого жанра свое и более предсказуемое. С 24 по 30 ноября в Минске покажут 21 спектакль. Но думаю, что чудес не будет: победит дружба.

Конечно, неизменно возникает сравнение маленьких с большими. Разные возможности у театров Минска и периферии. Иногда начинает казаться: ну что там может быть конкурентоспособного? Это большое заблуждение. Областные театры уже гастролируют по Европе. Их режиссеры — желанные гости за рубежом. Особенно режиссеры театров кукол. Благодаря своим фестивалям в лидеры вырвались театральные коллективы Могилева, Бреста, Гродно. В этом нетрудно будет убедиться, если в театральную неделю посмотреть гродненский “Наш городок”, брестский “Над пропастью во ржи”, могилевский “Фрекен Жюли”. Все это классические пьесы, преподнесенные очень современным языком.

На взрослую классику замахнулись и театры кукол. У них “Фауст”, “Гамлет”, “Борис Годунов”. У минских кукол — “Ладья отчаяния” Владимира Короткевича. Все это из школьной программы и, конечно, привлечет школьников, студентов, родителей. Не будут обделены и самые юные зрители, для которых молодой режиссер Александр Янушкевич сделал две сказки. Одна из них приедет из Молодечно. С драматической сцены этого города выбран спектакль “Похожий на Стинга” по пьесе недавно ушедшей из жизни белорусского драматурга Ирины Письменной.

Любопытно, что не только некоторым минским театрам, но также коллективам Гомеля и Бобруйска оказалось нечего предложить на конкурс. Это заставляет задуматься о том, что далеко не все благополучно в театральном королевстве.

Безусловно, обидно, что для номинации “Лучший белорусский спектакль” претендентов совсем мало. Купаловский “Пан Тадэуш”, “Разоренное гнездо” из РТБД, “Деды” частного театра “Ч”. Премия наша, белорусская, национальная. И опять мы кажемся маленькими рядом с большой мировой классикой. Одна надежда на музыкальные театры, у которых “Витовт” и “Софья Гольшанская”. Но выбор все равно невелик.

Спектакль “Дзяды” независимого театра “Ч” будет бороться 
за награды вместе с государственными коллективами.

В этом году при отборе спектаклей на премию экспертная группа была строгой и справедливой. Она безжалостно оставляла за бортом работы низкого художественного уровня и не велась на всякие иные обстоятельства. 

А таких обстоятельств было немало. Новые театры в Пинске, Полоцке, Мозыре, Слониме. Дебюты молодых режиссеров. Признанные мастера сцены без наград. Все это проблемы будней, но не праздников. Хотя кто знает, как ляжет карта Третьей Национальной театральной премии?! 
Может, большие и влиятельные опять возьмут верх. 

В одном абсолютно уверена: планка поставлена высокая. Взять ее непросто. Споры и несогласие обязательно будут. И это признак честной игры.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter