Много шума. И ничего?

В конце прошлого года научная общественность Беларуси узнала о намерении правительства проводить более активную политику в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.
В конце прошлого года научная общественность Беларуси узнала о намерении правительства проводить более активную политику в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. Об этом было заявлено на выездном заседании Комиссии по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров, которое состоялось в Национальной академии наук. Дискуссию на этом заседании "Советская Белоруссия" осветила в статье Галины Торопецкой "Наука: контрольный замер". Острый характер дискуссии подтвердил, что проблемы в сфере науки есть и требуют решения. Была создана рабочая группа, которая подготовила проект концепции реформирования академической, вузовской и отраслевой науки, повышения эффективности использования научно-интеллектуального потенциала страны.

Основные положения концепции: согласовать приоритеты фундаментальных исследований и научно-технической деятельности; доработать соответствующую нормативно-правовую базу; критически переосмыслить все виды программ, включая государственные программы фундаментальных исследований; устранить несоответствия структуры научного и производственного потенциала; разработать стимулирующую систему финансирования научных исследований, основанную на аккредитации и аттестации; обеспечить регулярность финансирования и другие.

Казалось бы, постановка такого рода задач должна быть воспринята всеми с пониманием. В основном так и случилось, если иметь в виду отраслевой и вузовский секторы. Однако Президиум Академии наук отреагировал резко отрицательно. Исполняющий обязанности президента НАН Беларуси в своих многочисленных интервью начал "борьбу" под лозунгом: "Руки прочь от академии!" Якобы грядущее сокращение численности сотрудников, их заработной платы, разрушение академии побудили профсоюз работников НАН Беларуси подготовить обращение к Главе государства.

В чем причины поднятого шума и кто в нем заинтересован? Я вижу две основные причины. Первая вполне прагматична и связана с предстоящими в 2002 году выборами президента НАН Беларуси. В стиле примитивного "пи-ара" нагнетается напряженность, на фоне которой создается образ спасителя академии. Вторая причина - заурядный и крайне опасный в нынешних условиях для коллектива академии консерватизм ее руководства. Он не спасает науку, а губит ее.

НАН Беларуси действительно нужна помощь и поддержка. Годы, прошедшие после обретения академией статуса Национальной академии наук, показали, что она в принципе не способна реформироваться изнутри. Академия стала национальной лишь по форме, а не по содержанию. Не обеспечила развитие и координацию фундаментальных исследований в республике, повышение эффективности использования научных достижений, усиление влияния науки на развитие образования. Попытка развивать и координировать фундаментальные исследования с помощью государственных программ фундаментальных исследований, которые фактически компилируют, без достаточных на то оснований, структурную организацию государственных научно-технических программ, привела к "сложной и нелепой системе распределения финансирования. Эти "программы" не предусматривают каких-либо изменений в тематике и стиле исследовательских работ, а лишь констатируют то, что происходит и без них. В итоге все свелось к обычной борьбе за право быть координатором и головной организацией по весьма тривиальным документам, смысл и содержание которых были известны и до начала всей кампании". Это - слова бывшего вице-президента академии академика В.С.Солдатова, директора одного из 51 института НАН Беларуси, практически каждый из которых имеет такую "программу". Наши ученые работают по 48 (!) приоритетным направлениям фундаментальных исследований. Основная цель многих "программ" фактически сформулирована как предмет исследования на все времена. Одна из основных тактических задач состояла в том, чтобы прикрыть словесным макияжем дефекты базового финансирования, т.е. финансирования организаций, а не проектов.

С повышением эффективности научных исследований в НАН Беларуси также большие проблемы. Еще в 1998 году правительство республики поддержало инициативу академии создать государственную программу освоения в производстве новых и высоких технологий. Однако эта задача оказалась непосильной для целого круга привлеченных ведомств ввиду дефицита конкретных предложений. Сейчас ее пытается выполнить концерн "Белмашприбор". В "Реестре высокотехнологичных предприятий и производств" зарегистрировано только одно белорусско-швейцарское предприятие "Голографическая индустрия", основанное на разработках ученых НАН Беларуси. Коэффициенты эффективности выполнения учреждениями академии государственных научно-технических программ оказались ниже, чем у учреждений Минобразования, Минздрава, не говоря уже об отраслевых НИИ Минпрома, Минстройархитектуры, концерна "Белнефтехим", где они выше иногда в десятки раз. При этом "базового" финансирования эти организации получают значительно меньше или вообще не получают.

Более половины этого финансирования направляется в академию, где трудится менее четверти всех работников, выполняющих научные исследования и разработки в Беларуси.

Что касается задачи усиления влияния науки на образование, то, находясь в перманентной борьбе за свои привилегии, в том числе и с системой образования, академия не выполняет возложенные на нее Законом "О Национальной академии наук Беларуси" обязанности по развитию фундаментальной науки в республике в целом, а не только в своих стенах. Монополизировав право на проведение фундаментальных исследований, академия тем самым затрудняет их развитие в высших учебных заведениях. Как показывает мировой опыт, именно фундаментальные исследования в вузах дают практический результат, в том числе в виде квалифицированных кадров.

Несомненно, в Национальной академии наук были и есть значительные научные и практические достижения. Она - стержень и важнейший носитель интеллектуального потенциала Беларуси. К сожалению, стержень этот не стальной, и он может рухнуть, если ему не будет обеспечено должное внимание, в том числе со стороны органов государственного управления. Никакое реформирование в науке не даст положительного результата, если оно не будет подкреплено неукоснительно выполняемой четкой системой государственной финансовой поддержки в строгом соответствии с существующим законодательством.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter