Много шума — и ничего

Это только в теории не бывает хороших или плохих соседей — бывают толстые или тонкие стены...

Это только в теории не бывает хороших или плохих соседей — бывают толстые или тонкие стены. На практике вам могут отравить жизнь даже сквозь метровый слой бетона. И если с глуховатой пенсионеркой, которая привыкла громко слушать радио, еще есть шанс как–то договориться, то взывать к совести алкоголиков и наркоманов, которые кутят этажом выше с утра до ночи, бесполезно. Раньше ЖЭС и сотрудники милиции лишь разводили руками: можем выписать штраф, не более. Мол, извольте терпеть. Но сейчас у тех, кто мучается с шумными соседями на протяжении нескольких лет, появилась надежда. Готовится новый Жилищный кодекс, по которому самых надоедливых можно принудить продать свою квартиру и переехать в другое место. Например, на хутор, где кричи и топай ногами сколько вздумается.


Когда увещевания не помогают


В ЖЭСах каждого минского района найдется пару десятков историй о вражде квартир и даже целых подъездов. Мирные жильцы воюют с шумными. Случается, годами. За это время участковые успевают по сорок раз побывать у проблемных хозяев, выписать столько же штрафов — все без толку. Почему так происходит и как будет работать новый механизм? Заведующая юридическим сектором Минжилкомхоза Наталья Кухарчик рассуждает:


— Согласно действующему жилищному законодательству выселить за систематические нарушения правил пользования жилыми помещениями можно лишь тех, кто проживает в неприватизированном жилье. До сих пор около 15 процентов населения страны живет в госквартирах. А вот у собственников квартир отбирать жилье нельзя. Пока. В будущем все изменится. Пример: в квартире притон, жильцы не дают покоя соседям, как быть? Если на собственников жилья составлено не менее трех административных протоколов в год, администрации районов должны проводить с ними предупредительные беседы. Нет результата? Тогда администрация района вправе будет принудить собственника к отчуждению. Этот термин не означает, что квартиру насильственно продадут. Нет, владельцу дадут один год, чтобы сам нашел покупателей и по рыночной стоимости сбыл с рук свое жилье. Иначе квартиру изымут и продадут с торгов, а деньги вернут бывшему хозяину. Были задолженности по коммунальным платежам — погасят из стоимости квартиры. Так что теперь заодно и должников можно будет припугнуть.


Плохое поведение


Для жильцов одного из домов по улице Руссиянова в Минске спокойный сон — давно уже как подарок. Несколько лет соседи, привыкшие вести «веселый» образ жизни, не дают покоя. Увещевания ни к чему не приводят: наоборот, в ответ громкость в колонках врубается на полную катушку. Жаловаться устали. Эффекта — ноль.


...На пороге одной из квартир меня встречают приветливые хозяева. Алла Владимировна Н. с дочкой и зятем живут здесь уже лет пять. Молодая пара ждет ребенка. Будущей маме просто бы выспаться. Но...


— Две квартиры прямо над нами раньше занимала многодетная семья. Сейчас хозяйка одну сдает, а во второй живут ее сыновья. По очереди. Одного недавно в тюрьму посадили за выращивание марихуаны. Мы думали, что наконец будет затишье. Но мать вселила другого сына. И снова началось!


Поднимаюсь этажом выше. Передо мной большая железная дверь. Глазок есть, значит, хозяева связь с внешним миром все–таки не теряют. Правда, самому внешнему миру сюда никак не проникнуть — дверного звонка нет и в помине. Громко постучала — ответа нет. К слову, на милиционеров, которые то и дело после очередного вызова соседей подходят к этой двери, хозяева реагируют аналогично: попросту не открывают. Неприступная крепость какая–то! Зато внутри — раздолье: низкие частоты музыки, топот ног, громкие голоса...


Сама хозяйка «проблемной» квартиры равнодушно заявляет: моя хата с краю. Обращения во всевозможные инстанции ничего не дают, хотя Алла Владимировна дошла уже до мэра города. Куда дальше? Терпение людей на исходе. Но, видимо, придется им еще запастись. Во–первых, проект Жилищного кодекса депутаты только рассмотрят на осенней сессии, а вступит в силу он уже в следующем году. Значит, первые прецеденты, когда придется за плохое поведение заплатить собственной квартирой, появятся минимум через полтора–два года. А во–вторых, новая норма Жилищного кодекса поможет положить конец проблеме далеко не сразу. По словам Натальи Кухарчик, как только закон вступит в силу, все составленные на шумных соседей протоколы придется «обнулить». Кодекс станет как бы новой точкой отсчета, и все нужно будет начинать с чистого листа. Зато, к счастью, появится и возможность действовать.


Компетентно


Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Галина Полянская:


— Введение нового механизма, конечно, не означает, что за малейшее нарушение правил порядка человек лишится своей жилой площади. Процесс длительный, и провинившемуся будут давать шанс исправиться. Такая норма — не наша выдумка. Так поступают и в Европе. А у нас раньше на подобные меры не могли пойти хотя бы потому, что и частного жилья как такового не было.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter