Много сережек на вербе – к плодородию и богатству на хорошие события

ЭТО ОДНО из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа, его вступление на путь крестных страданий. В богослужебных книгах этот праздник называют еще Неделей цветоносной, а в народе — Вербное воскресенье. Празднуется за неделю до Пасхи, в шестое воскресенье Великого поста. Об этом событии рассказывают все четыре евангелиста.

В воскресенье, 13 апреля, христиане отмечают один из двенадцати главных праздников Православной Церкви — Вход Господень в Иерусалим

ЭТО ОДНО из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа, его вступление на путь крестных страданий. В богослужебных книгах этот праздник называют еще Неделей цветоносной, а в народе — Вербное воскресенье. Празднуется за неделю до Пасхи, в шестое воскресенье Великого поста. Об этом событии рассказывают все четыре евангелиста.

В те времена у евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на ослах, что символизировало мир, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Так же торжественно въезжал в Иерусалим и Христос, но не как царь земной или победитель, а как Царь, Царство которого не от этого мира, как Победитель греха и смерти. Еврейский народ находился тогда под римским игом и ожидал своего Мессию. И Иисус, накануне совершивший чудо— воскресивший Лазаря, воспринимался народом именно тем божественным героем, который приведет их к независимости и земному царству. Весь город вышел навстречу Иисусу, когда он верхом на молодой ослице въехал в Иерусалим. Как описано в Евангелии, люди снимали с себя одежды и бросали их на дорогу, по которой ехал Христос, устилали его путь пальмовыми ветками, приветствовали возгласами: «Осанна! Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!» Тогда только Иисус знал, что путь, усыпанный пальмовыми ветками, ведет к Кресту и Голгофе. А Христос несет человеку не земное царство, а небесное, и освобождает не от земного рабства, а от греховного. Он вошел в Иерусалим, чтобы умереть за грехи людей, а потом воскреснуть, тем самым спасая человечество от смерти и вечных мучений.

Этот праздник отмечается христианской Церковью с III века, в Х веке он пришел и на наши земли. Так как у нас пальмы не растут, их заменили веточками вербы, которая раньше всех распускается весной. Это и символ весны, возвращения к жизни природы, и одновременно духовного возрождения человека.

Накануне праздника, в субботу вечером, верующие приходят в храм с вербами. Священники совершают богослужение в зеленых облачениях, так как зеленый цвет — один из символов возрождения жизни. Во время вечерней службы люди стоят в храме с зажженными свечами и украшенными веточками вербы. Все вместе это символизирует встречу Господа, которая когда-то произошла при его входе в Иерусалим. После чтения Евангелия вербу освящают. Сначала священники кадят принесенные ветки, затем читают особую молитву и окропляют их святой водой. Повторно вербу можно освятить и на следующий день — в сам праздник, после Божественной литургии. Освященные веточки верующие приносят домой, где хранят до следующего года.

Существовало у древних славян поверье, что верба обладает магическими свойствами: оберегает людей от злых духов, охраняет дома от пожара, нивы — от града, останавливает бурю, распознает колдунов и ведьм, обнаруживает клады. Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем и энергией людей и скот, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы. Во время грозы освященную вербу ставили на подоконник — верили, что это спасет дом от попадания молнии. Поэтому освященную вербу хранили дома, за иконами, весь год. Ее веточки прикрепляли также в сараях, хлевах. Перед первым выгоном скота в поле веточки давали животным и ими выгоняли их в поле. Вешали ветки на скотных дворах. Остался до сих пор и старинный обычай слегка ударять друг друга вербой. После утренней службы возвратившиеся из церкви домой родители легонько ударяли детей вербой, приговаривая: «Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба». Приписывалась целебная сила вербе и ее сережкам. Съедали по девять вербных сережек от лихорадки, а также от других болезней. Клали освященную вербу в воду, в которой купали больных детей.

  Существует множество примет и поговорок, связанных с вербой, Вербным воскресеньем.Говорили, если Вербная неделя теплая, ясная, сухая, то яровые хороши будут. Считали, если перед Вербным воскресеньем появилось много сережек на вербе, то весь год будет урожайным, плодородным и богатым на хорошие события. Вербе приписывалась магическая сила способствовать плодородию и будущему урожаю.

За Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя, или Великая седмица, последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе — светлому Христову Воскресению.

Подготовила Татьяна ПЕТРАШКЕВИЧ, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?