Почему производителям невыгодно получать мраморное мясо

Много говорим о мраморном мясе. И мало его едим

ПРОДУКТ, конечно, не в повседневной потребительской корзине, в элитных ресторанах для гурманов цена на него «золотая». По официальным данным, в Беларуси выращиванием тех самых мраморных коров занимаются более 250 хозяйств. Абердин-ангусская, лимузин, шароле — все те же деликатесные породы, что и по всему миру, разводят и в нашей республике. Только результата на прилавках и за столом не наблюдается. То, что зачастую производители величают «мраморным», технологи перерабатывающих предприятий скромно называют «мясом мясных пород».

Кстати, мирового стандарта по этой позиции нет. Отечественные аграрии ориентируются на российский ГОСТ, но не на цены. В сельхозпредприятии «Першаи-2014» Воложинского района благодаря инициативе его руководителя Евгения Скрундя одними из первых в стране начали работать по перспективной «мраморной» программе. Хозяйство имеет статус племенного по производству скота абердин-ангусской породы, часть животных продает, остальное идет на мясо. Это «премиум»-говядина и мраморное мясо, но последнее — пока только возможность, а никак не реальные объемы.

Себестоимость продукта приносит только убытки, ведь надбавка при продаже — всего 30 процентов. Тем не менее мясокомбинатам и такое мясо невыгодно, оно для них дорогое. А вот белорусские рестораторы закупают мраморную говядину в России по 50—60 долларов за килограмм или привозят из Японии по 100 долларов, а к белорусской не проявляют никакого интереса.

По признанию того же Евгения Скрундя, ресторанный бизнес желает только вырезку, а это 7—8 процентов туши. Да, если бы они за нее платили хотя бы половину того, что платят россиянину или японцу, — тогда не проблема, но куда девать остальное? Вполне резонный вопрос…

Мраморное мясо — дело весьма тонкое. Ведь что необходимо, чтобы получить эффективную отдачу? Во-первых, здоровое потомство, затем специальная технология откорма. Но мало бычка вырастить, дальнейшая технология в корне отличается от переработки обычной говядины. К примеру, надо мясо охладить до 4 градусов в течение часа, потом оно более десяти суток томится в холодильнике в вакуумной упаковке.

Да, процесс сложнейший, и переработчики вправе ждать солидных дивидендов. Пока не получается. Вот особо и не гоняются в Першаях за мраморностью, довольствуясь «премиумным» продуктом.

Правда, некоторые хозяйства и фермеры нашли выход и работают по предварительным заказам. Заранее составляется список заявок от физических лиц, кафе, ресторанов — под него и выращивается бычок. Сегодня это вполне успешный бизнес.

Так что вывод вполне понятен: получить мраморное мясо в республике есть все возможности, главная проблема в том, чтобы его продать по нормальной стоимости, а не с головной болью и убытками. Думаю, настало время для принятия новой программы развития мясного скотоводства. И заниматься этим должны не только частники и фермеры, надо выделить с десяток-другой специализированных хозяйств, которые будут зациклены на едином мясоперерабатывающем предприятии. Тогда уж не отмахнешься от доставленной по согласованию продукции.

Да и о ценах пора подумать. Вообще, негоже нам доставлять мраморное мясо за тридевять земель, когда тучные стада пасутся совсем рядом. Потребитель это оценит. В первую очередь рублем…

shevko@sb.by

Советская Белоруссия № 45 (24927). Пятница, 11 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter