Мнимая легкость бытия

Екатерина Олейник стала солисткой балета сразу после ученической скамьи
Екатерина Олейник стала солисткой балета сразу после ученической скамьи

Одним из тех, кто приоткрыл завесу таинственности над миром стремительных фуэте и плавных плие, был французский живописец XIX века Эдгар Дега. Под рукой мастера мгновения замирали. Так же застывали в восхищении перед его картинами поклонники... Художник не поддался искушению перейти на философские обобщения и метафорические иносказания, он лишь фиксировал моменты, а юные хрупкие красавицы на его полотнах получили особую привилегию — вечную молодость. Хотя в жизни век артиста балета на сцене очень недолог — этот вид искусства, как никакой другой, постоянно нуждается в молодых. Недавно десятью танцовщиками и танцовщицами, вчерашними выпускниками Белорусского государственного хореографического колледжа, пополнилась труппа Национального академического Большого театра балета нашей страны. Одна из них — 18–летняя Екатерина Олейник. На престижном 22–м Международном конкурсе артистов балета в Варне в прошлом году довольно неожиданно она завоевала награду второй степени среди участников младшей группы.

Состязания на поприще искусств некорректно сравнивать со спортивными стартами: чувство прекрасного глубоко индивидуально, оценка жюри — непредсказуема. К тому же конкурс требовал всесторонней подготовки и выносливости: участники представляли несколько вариаций, два современных номера и па–де–де... Некоторый опыт, разумеется, у Екатерины уже был: лауреатом международной премии она стала в 2004 году в Харькове на конкурсе «Хрустальная туфелька». Ездила на фестивали–форумы в Краков и Казань, с ребятами из колледжа гастролировала на Кипре. Однако конкурс в Варне стал для нее своеобразным Рубиконом. Могла ли невысокая, тоненькая и улыбчивая Катя, хорошую технику которой отмечают многие специалисты, предугадать, какие радостные перемены повлечет за собой ее практически первая серьезная победа?

Впервые за всю историю хореографического учебного заведения ее, ученицу, наградили гранд–премией Специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи. А Национальный театр балета пригласил Екатерину в труппу сразу в качестве солистки, чем не могут похвастаться даже многие нынешние балетные примы. Скажем, знаменитая Ульяна Лопаткина 4 года танцевала в кордебалете, прежде чем стала солировать.

— Катя, ты взяла хороший старт, не страшновато?

— Я по эмоциональному складу интроверт и максимально концентрируюсь на творчестве, возможно, даже чересчур иногда. Считаю, что, если за что–то взялась, нужно уметь выложиться. К этому меня приучила моя наставница, талантливый педагог Ольга Александровна Лаппо. Поначалу казалось даже, что она слишком требовательна, ведь и без того работаешь на максимальных возможностях. Но такая школа оказалась впрок. В театре дают очень мало времени на репетиции, потому что работает только один балетный зал и репетиционный график очень плотный. И скидок на возраст не делают.

— Судьба какой из балетных прим больше всего импонирует тебе?

— Вы знаете, у меня нет кумиров, подражать в балете кому–то бессмысленно, нужно раскрывать свою индивидуальность. Мне нравится Светлана Захарова, которая пришла в Мариинку, потом была приглашена в Большой театр, а сейчас востребована во всем мире, танцует на самых престижных сценах, и везде ей рукоплещут стоя.

— Недавно в Москву приезжал мужской балет с «Лебединым озером». Как относишься к таким «шалостям»?

— К сожалению, мне такого увидеть не довелось. Зато дух захватывало от «Китайского чуда» — шанхайского балета, совмещенного с цирком. Балерина стояла на пальцах на голове у партнера. Я бы так не смогла, нужна специальная подготовка.

— А в современной хореографии хотела бы танцевать?

— Для конкурсных выступлений я готовила постановки «Мария Стюарт» и «Офелия». В балетах Валентина Елизарьева тоже современная хореография, надеюсь, мне удастся там себя попробовать.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter