Актриса Вера Глаголева взялась за режиссуру, но совершенно точно хочет играть классику
Как актриса Вера Глаголева хорошо известна кинозрителям. На экране ею сыграно больше полусотни ролей. А ее героини в картинах «Прости нас, первая любовь», «Выйти замуж за капитана», «Зонтик для новобрачных», «Устрицы из Лозанны», «Женщин обижать не рекомендуется», «Я сама», «Бедная Саша» и многих других, безусловно, запомнились и полюбились зрителям. Но на кинофестивале «Лiстапад» в Минске актриса представляла свою режиссерскую работу – снятый в этом году фильм «Заказ».
Почему решила заняться режиссурой популярная актриса? Об этом и не только мы беседовали с Верой Глаголевой.
— «Заказ» — второй ваш режиссерский опыт. Первой была 14 лет назад картина «Сломанный свет», и судьба ее сложилась не слишком удачно.
— В начале 90-х с кино вообще все не слишком складывалось. Продюсерская фирма, которая делала этот фильм, сначала не стала его никому продавать, потому что разрушен был весь прокат, а потом и сама распалась. К сожалению, я до сих пор не знаю, где картина сейчас, кто обладает на нее правами, и найти концы уже невозможно…
— И тем не менее спустя почти пятнадцать лет вы взялись за режиссуру еще раз.
— Такой большой перерыв не связан с теми проблемами. Сейчас с фильмом подобного не произойдет. Новое время, все по-другому, на другой юридической основе. Долго не бралась просто потому, что не было хорошего материала. Когда я его нашла, поняла: могу сделать кино.
— Как-то председатель «Лiстапада» Ростислав Янковский заметил по поводу вашей картины, что режиссура в ней не женская. Как вы относитесь к этому понятию?
— Для меня режиссура – не женская и не мужская, а та, которая привлекает внимание зрителей, пытается сказать через экран, через своих героев о том, что волнует, пытается открыть зрителям жизненные позиции автора. Это – главное. Хотя, наверное, если кино снято женщиной, то женского взгляда на какие-то вещи все равно не избежать.
— Почему актеры стремятся снимать кино?
— Про всех не знаю, отвечу за себя. К сожалению, время идет, и ты понимаешь, что предложения ролей, которые поступают, не такие интересные, как были раньше. Кино стало другим, более приземленным, сплошной сериальный поток...
— Сегодня вы — актриса востребованная?
— По количеству предложенных сценариев, может быть, да. Но я не очень соглашаюсь. Мне не очень интересно играть роли, которые не несут практически никаких функций в картине, когда герои просто переходят из кадра в кадр, непонятно что выражая, а чаще – ничего не выражая вообще. Предложения есть, но они не цепляют.
— Большинство ваших героинь – женщины с сильным характером. Вы – такая же?
— Наверное, какое-то сходство есть. Раз режиссеры предлагали мне такие роли, наверное, видели во мне что-то подобное. Вообще, это уже немножечко отработанное мое амплуа. Не скажу, что оно надоело, но его уже многовато.
— От какой роли вы не отказались бы?
— Знаю совершенно точно: мне хотелось бы классики. Как ни крути, а есть какая-то тонкость человеческая, эмоция в любом классическом романе – Чехов, Толстой, Бунин, Тургенев… Не хочется мелкоты. Я не то чтобы жажду мощных страстей или главных ролей. Нет. Хочется роли, посредством которой можно высказаться, что-то выразить, задачу поставить большую, чем просто существование в кадре.
— Вы немного играли в театре. Он привлекает вас меньше, чем кино?
— Почему же. Одно время я очень серьезно увлеклась театром и особенно антрепризой. Два года со спектаклем «Русская рулетка: женский вариант» мы с Игорем Бочкиным гастролировали по всей России, да и в Минске точно были. Мне так нравилось ездить к зрителям! Момент, когда спектакль заканчивается и ты просто видишь, как пронзил зал, вошел в него со своей историей и тронул, — это большое актерское наслаждение!..
— В кино вы пришли когда-то совсем юной. Потом об этом выборе никогда не жалели?
— Нет. Кино стало частью моей жизни. Главные события в ней я считаю по годам, когда появились дети и когда снималась та или иная картина. А уже с этим связываю все остальное и всех, кто был рядом со мной в это время.
— Кстати, расскажите о ваших детях. Ведь у вас три дочки.
— Старшая — балетная актриса в Большом театре. Иногда получается сниматься в кино, и ей это нравится, она с удовольствием ходит на пробы. Средняя – художница, работает сейчас в издательстве, оформляет обложки книг и очень гордится, что результат ее труда видимый. Маленькой –12 лет, она учится в школе.
— Как матери троих детей удается поддерживать замечательную форму?
— Да никак. Наверное, просто обмен веществ такой правильный, и ем я немного. Других секретов нет. Разве что довольно активный образ жизни, все время куда-то еду, кого-то увожу-привожу... В общем, суета постоянная, нет спокойной размеренности, все время куда-то бегу. Наверное, это не очень хорошо, но, может, в этом вечном движении и есть жизнь?
— Но ведь косметичка, массажистка, тренажерный зал в ней присутствуют?
— Крайне редко, хотя понимаю, что в определенном возрасте это нужно, и каждый раз даю себе обещания – пойду, зайду, приду… Но все откладываю, даже когда выкраивается свободное время. Вообще, заняться всем этим меня очень трудно заставить, правда, детям иногда удается.
— В начале следующего года у вас юбилей. Готовите нечто грандиозное?
— Ой, давайте не будем про это! Я ненавижу грандиозные юбилеи, когда все выносится на публику. Мне кажется, это неловко. Наверное, чтобы все это устраивать, нужно очень любить себя. Я, как правило, на свой день рождения улетаю куда-нибудь подальше. Скорее всего, так будет и на этот раз…