“Мне и в Гродно хорошо”

Накануне соревнований мы встретились с трехкратным чемпионом мира в метании молота, серебряным призером Олимпийских игр в Афинах Иваном Тихоном. Человек с гродненской пропиской, он является не только спортивным символом родного региона, но и всей страны.Выпускник Гродненского училища олимпийского резерва дважды признавался лучшим спортсменом Беларуси. В Европе его тоже знают. Иван значился в тройке лучших спортсменов Старого Света по итогам 2005 года. Этот сезон выдался для Ивана удачным. Он выиграл практически все крупные турниры, в которых стартовал, в том числе и чемпионат мира в Осаке. К слову, чемпионом мира Тихон стал в третий раз подряд.

Мы торопились встретиться с уроженцем деревни Гловлевичи Слонимского района сразу после завершения соревновательного сезона. Боялись, что спортсмен уедет “на юга”. Оказалось, торопились мы правильно. Правда, спортсмен собирался не на отдых, а... на очередные тренировочные сборы. В общении Иван Тихон оказался таким же, каким мы привыкли видеть его по телевизору — простым и скромным. “Таким должен быть настоящий белорус”, — подумалось по завершении полуторачасовой беседы.
Сезон “на пятерку”
— Завершившийся сезон оказался плодотворным и удачным. По пятибалльной системе — на пять баллов. Хватит, в том году напроигрывался. В этом настало время для реванша.
Хотя все зависит от целей, которые ты перед собой ставишь. В прошлом году я действительно практически все старты проиграл, кроме чемпионата Европы. Но я именно к нему и готовился. Или такой пример. Некоторые обвиняли меня, что я проигнорировал чемпионат республики. Так нельзя говорить. Мне тоже хотелось выйти в сектор и пометать с ребятами, но я готовился к чемпионату мира.
Теперь готовлюсь к Пекину. У меня уже есть опыт 2004 года. Тогда писали, что Тихон приедет на Олимпиаду и всех “порвет”. Многие думают, что это так просто... Я живу своей жизнью. Тренируюсь, борюсь до конца, чтобы люди могли сказать: он сделал все, что мог.
Время и отдых
— В спорте один сезон заканчивается — другой начинается. Поэтому отпуска как такового у меня не бывает. Последние лет десять я не знаю, что это такое. Карьера профессионального спортсмена очень скоротечна. На гребне он находится от силы лет
10—15. Эти годы хочется прожить достойно и показать все, на что ты способен.
Следующий сезон олимпийский. Это сродни экзамену за четыре последних года жизни. Как всегда, времени перед экзаменом не хватает. Поэтому время бережешь. Время сейчас главное. Чем больше времени, тем больше возможностей чего-то добиться.
Семья и свой мир
— Оля — бывшая спортсменка, раньше метала диск. Мы с ней познакомились на сборах в Адлере. У нас растет сын. Его тоже Ваней зовут. Он для меня многое значит. Когда ребеночек растет, познает жизнь, ты как бы растешь вместе с ним. Правда, вижу сына не так часто, как хотел бы. Думаю, он меня простит, когда вырастет и сможет все осознать. Поэтому и тренируюсь, стремлюсь к максимальному результату, чтобы в будущем сын видел — папа дурака не валял.
360 дней в году я провожу вне дома и, как правило, с семьей вижусь, когда она приезжает ко мне на сборы. Присутствие семьи приятно, но работы от этого не уменьшается. Иногда крутишь в голове, что надо сделать сегодня, завтра, и понимаешь, что жена сидит рядом и видит, что ты от нее далеко. Порой ей становится обидно, но она поддерживает меня. Разговариваю с родными и понимаю, что нахожусь совершенно в другом мире. Я хочу вернуться в мир обычных людей, но пока живу в своем, спортивном.
Родители
— Мама Нина Ивановна и отец Григорий Никодимович уже достигли пенсионного возраста. Хотя мама продолжает еще работать. Она просто не знает, что делать без работы. Люди того поколения — трудоголики. Не помню, чтобы мама когда-нибудь брала больничный. Даже больная она шла на работу.
Мои родители всю жизнь проработали в деревне. Там они и сейчас живут. Оба были передовиками — до сих пор у них хранятся грамоты, медали. Совхоз у нас был богатый (вообще Гродненщина испокон веков считается урожайной землей), и хороших работников там не оставляли без внимания.
Есть ли у моих родителей преимущества из-за того, что их сын трехкратный чемпион мира? Думаю, что нет. Люди того поколения ничего не просят. Все, что им надо, они добывают своим трудом, а не надеются на власти или что-то еще. Родители живут своей жизнью. Они состоялись как люди: построили дом, дали жизнь четверым детям. Вряд ли кто-то скажет, что у них плохие дети. Впрочем, одно преимущество у мамы с папой есть. Они не обделены людским вниманием.
Помимо меня в семье еще три старшие сестры. Расти в такой компании было чудно. Да и сейчас хорошо живется. Когда приезжают сестры — не жизнь, а сказка. Одна что-то приготовит, вторая, третья. А когда они привозят еще своих детей, получается настоящий праздник.
Соседи
— Народная мудрость гласит: сначала найди соседей, а потом строй дом. У меня получилось наоборот. Соседи мои — дай им Бог здоровья. Я за своих соседей горд. Не знаю, кого еще из белорусских спортсменов так встречают — фейерверки, шарики, плакаты. Это очень приятно. Первый раз они устроили мне такую встречу после победы на чемпионате мира 2003 года. Теперь это стало нашей традицией. В позапрошлом году столы во дворе накрыли, в этом взяли у военной части, расположенной по соседству, огромную палатку и гуляли там. Аккордеоны, баяны, караоке. Весело было. Меня шампанским облили, как в Формуле-1.
Из Гродно — никуда
— Меня часто спрашивают, почему я не переезжаю в Минск. А кто меня там ждет? Кому я там нужен? В Гродно другое дело. Хотя сам я слонимский, мне в Гродно хорошо. Пока продолжаю спортивную карьеру, буду оставаться гродненчанином.
О переезде в Минск не думаю. Принято считать, что в столице больше возможностей, но, если подумать, везде можно самореализоваться и заработать деньги.
Квартирный вопрос
— Да и куда переезжать? На данный момент у меня есть только двухкомнатная квартира в Гродно — 52, 4 квадратного метра общей площади. Недавно приехал домой и понял, что места-то мало. Ребенок растет, а еще приезжает мама жены — и все. Комнаты небольшие. Любым строительством нужно заниматься, а времени у меня пока нет.
Говорят, для Тихона деньги не проблема. Он сто тысяч за олимпийскую медаль  получит. Однако эти деньги нужно еще завоевать. Эта сумма дается только за первое место. А есть еще второе, третье. Спортсмены со всего мира приезжают не для того, чтобы быть статистами, а чтобы бороться за место на пьедестале.
Почему не поддается мировой рекорд
— Мой тренер — Сергей Литвинов, действующий обладатель рекорда. Он часто рассказывает, как они тренировались в Советском Союзе. Отличие простое. Там было очень много метателей. Вся сборная работала вместе. Отсюда и результат. Все основные старты были за Советами. Когда сборы проходит толпа спортсменов, и ты видишь, что кто-то делает много и качественно, ты уже не можешь спокойно сидеть.
Часто говорят о нашей конкуренции с Вадимом Девятовским. Мы делаем с ним одно дело, и наша конкуренция на руку нам обоим. Чем дальше он будет метать, тем выше у меня будут результаты, и наоборот. Конечно, в секторе я буду бороться за себя. Но следующий человек, за которого я буду переживать, это будет человек из Беларуси. Приоритеты тут быстро расставляются.
“После соревнований не могу уснуть”
— За тренировку я выполняю от 30 до 100 бросков. На бросок уходит три минуты. Так каждый день. Спортивная жизнь — это постоянное напряжение: психологическое, физическое. Его надо держать годами, но многие не выдерживают. К примеру, некоторые срываются на родных. Что делаю я? Не буду раскрывать секреты.
Даже после тренировок голова думает о молоте. Как я ни стараюсь, мне еще ни разу не удавалось уснуть после соревнований. Обычно двое суток провожу без сна. Можно стоять под теплой водой, можно делать что-то еще, но единственный реальный способ заснуть —  алкоголь. Впрочем, для меня это неподходящий вариант. Организм не поймет: он мне помогает, а я ему еще дополнительную нагрузку даю. Хотя алкоголь — это лекарство. И главное тут соблюдать меру.
Организм, как машина
— Спортсменам нужно много энергии. Это как с машиной. “Мерседес” можно заправить
80-м бензином, можно и 98-м. Второй вариант дороже, но он позволяет раскрыть лучшие качества автомобиля. Так же и с пищей. Продукты должны быть легкоусвояемыми и энергетически ценными. Во время тренировок очень строго слежу за своим питанием. Надо хорошо покушать, чтобы восстановиться на следующий день. В спорте высоких достижений мелочей нет.
Кто мне меню составляет? Полагаюсь на свой организм. Стараюсь дать ему все, что он желает. В Стайках кормят хорошо, но иногда чувствуешь, что чего-то не хватает. Есть время, еду на Комаровку.
Вежливый не только в общении, но и за рулем
— У меня две машины — джип “Тойота” и маленькая “Митсубиси”. Права получил недавно, в 2002 году. Я не лихачу, вожу спокойно и уравновешенно, отношусь с уважением к другим водителям. Бывал ли в ДТП? В 2002 году в меня въехали, а потом уже я “отличился”. На перекрестке было сразу три аварии, все ехали и смотрели. И я тоже. Так вот столкнулся с впереди стоящей машиной — “Жигулями” 1972 года выпуска. Слава Богу, на маленькой скорости. Водитель меня не узнал. Я тогда еще не был особо известен.
Как Тихон у Глеба автограф брал
— Сейчас узнают чаще. Телевидение сделало свое дело. Отношусь к этому спокойно, но все же мне приятно. Если люди узнают, значит, я доставил им минуты радости, не зря живу. Жена рассказывала, как на рынке во время чемпионата мира мужчины обсуждали — мол, видел, как вчера Тихон запустил? Если при поднятии белорусского флага у кого-то екнуло в груди, это здорово.
Ничего не имею против футбола, а сосед у меня большой поклонник этой игры. И когда он возвращается домой после очередного матча нашей сборной, чего только не услышишь. Впрочем, стоит мне ошибиться, и может произойти то же самое. Не дай Бог. Все мы люди. Переживем, сильнее будем.
Хотя, не сомневаюсь, наши футболисты стараются. Кстати, когда я летел на чемпионат мира в Осаку, рядом со мной в самолете сидел Александр Глеб. Он тогда как раз провел первый мяч с капитанской повязкой. Узнали ли друг друга? Я его узнал, а он меня вряд ли. Взял у Александра автограф для соседа. Увы, так и не довез его до дома. Потерял где-то в гостинице.
Любимая страна
— Конечно, Беларусь. Хотя все страны по-своему хороши. К примеру, во Франции нельзя не восхищаться Парижем. В Японии люди очень интересные — настоящие трудоголики. В Финляндии чудная природа. Но я родился в Беларуси. Если кто-то говорит, что здесь плохо живется и руководители здесь не те — это не совсем правильно. Главное — что ты сам делаешь для того, чтобы рядом с тобой были счастливые люди и чтобы ты сам был счастливым человеком, что ты сам делаешь для того, чтобы в родной стране жилось лучше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter