Пермский режиссер Сергей Федотов готовит в Минске премьеру по пьесе Николая Гоголя «Игроки»

Мистика и не только

В начале декабря на сцене Республиканского театра белорусской драматургии с грандиозным успехом прошли гастроли Пермского театра «У Моста» — уникального, мистического, Авторского театра России, созданного известным российским режиссером лауреатом многих зарубежных фестивалей Сергеем Федотовым. Пермяки привозили два спектакля — «Калека с Инишмана» Мартина МакДонаха (именно за эту постановку Сергей Федотов и занятые в ней актеры получили в 2010 году «Золотую маску») и «Женитьба. Фантасмагория» Николая Гоголя. В белорусской столице с такими масштабными гастролями знаменитый российский коллектив выступил впервые.

teatr-umosta.ru

Трудности перевода

Фото из личного архива
Заслуженный артист и заслуженный деятель искусств России, лауреат премии Правительства России и Чешской национальной премии, художественный руководитель и директор театра «У Моста» Сергей Федотов, на счету которого на сегодня около 270 постановок (50 из них за рубежом), рассказал о своем режиссерском методе и забытых ресурсах русского психологического театра.

— Несколько раз мы выступали в Бресте на фестивале «Белая Вежа» и даже получили там Гран-при именно за «Калеку с Инишмана», — рассказывает Федотов. — Театр «У Моста» — театр мистический. И в этих гастролях тоже есть своя мистика: ровно 30 лет назад мы были в Минске с частной поездкой в гостях у Альтернативного театра Витаутаса Григалюнаса, с которым познакомились в Сочи на фестивале «Театр в поисках театра». Мы подружились, они приезжали со спектаклями «Камедыя» и «Король умирает» в Пермь, а мы — в Минск со своей «Женитьбой». Это нельзя назвать гастролями, мы просто приезжали в гости.

— Сергей Павлович, как выбирали спектакли для белорусских гастролей?

— Хотелось в первую очередь показать МакДонаха, первооткрывателями которого мы являемся в России. 15 лет назад мы первыми в России поставили «Сиротливый Запад». И этим открыли драматургию МакДонаха не только для российских театров, но и для стран ближнего зарубежья. Практически мы единственный театр в мире, который поставил восемь его пьес. «Калека с Инишмана» — такой наш эталон постановок МакДонаха. Сейчас это визитная карточка наших ирландских спектаклей, он участвовал в 34 фестивалях, завоевал «Золотую маску» и еще 10 Гран-при зарубежных фестивалей, в том числе и «Белой Вежи». Привезли его еще и потому, что здесь в РТБД есть своя версия «Калеки…». Хотелось пригласить минского зрителя и артистов к сравнениям, размышлениям, дискуссиям.

В 2014 году театр «У Моста» стал инициатором и организатором проведения в Перми единственного в мире Международного фестиваля Мартина МакДонаха. Прошло уже пять фестивалей, в которых приняли участие театры из 40 стран. Осенью этого года Республиканский театр белорусской драматургии участвовал в юбилейном фестивале и получил Гран-при за постановку «Калека з вострава Інішман». «Женитьба. Фантасмагория» тоже для нас знаковый спектакль: до того как поставить восемь пьес Мартина МакДонаха, мы поставили восемь спектаклей по Гоголю.
— Мы идем вглубь автора. Только так возникают спектакли, которые потом долго живут. 15 лет, например, идет на сцене Театра имени Ленсовета мой «Ревизор» по Гоголю. «Женитьба» в репертуаре нашего театра уже 32 года, «Вий» — 33, «Зверь» — 34 года. И это тоже мистика.

Белорусы покорили Урал

В этом году на фестиваль в Пермь приехали сразу два театра из Беларуси. Кроме РТБД, психологическую драму ­«Каралева прыгажосці з Лінэна» в постановке Валерия Анисенко показал Минский областной ­драматический театр из Молодечно и тоже без призов не ­уехал.

teatr-umosta.ru

— Наше международное жюри и театральные критики признали, что белорусские спектакли, впервые приехавшие на фестиваль, стали настоящим событием. С режиссером Валерием Анисенко мы познакомились лет 20 назад на театральной конференции в Будапеште. С самого первого фестиваля МакДонаха он с нами. Уже пять раз приезжал в Пермь, где на всех фестивалях был особым почетным членом жюри. Мы друг друга очень хорошо понимаем, мы режиссеры одной группы крови. Сейчас планируем, что он сделает спектакль на нашей сцене, подбираем пьесу.

С мистикой на «ты»

— Театр «У Моста» называют мистическим. Что вы вкладываете в это понятие?

— Прежде всего наш театр — это синтез классического репертуарного театра и театра-школы, эксперимента, поиска. Когда я основал этот театр, я знал, что буду ставить только классику и буду ставить ее классически. Гоголь, Булгаков, Достоевский, Чехов, Салтыков-Щедрин, Федор Сологуб, Алексей Толстой, Сухово-Кобылин — вот наши авторы. Мы ставим классику по-своему — с сильным мистическим уклоном. В спектаклях всегда есть некая иррациональная составляющая. Мы смело подходим к границе потустороннего, инфернального, обязательно с этими энергиями взаимодействуем. В каждом спектакле создаем особую мистическую атмосферу. Михаил Чехов говорил, что спектакль без атмосферы — как человек без души.

Наши артисты играют до 30 спектаклей в месяц. И практически никогда не устают. Это тоже ведь мистика! В репертуаре ежемесячно до 60 представлений. Выпускаем 5—6 премьер в сезон. Более 10 фестивалей и 15 гастрольных поездок в течение сезона. Недавно вернулись из Мурманска с фестиваля «Арктическая сцена». Это был наш 213-й фестиваль. Открывали его грузинской комедией «Мачеха Саманишвили», получили Гран-при и три лауреатских диплома.

В рамках театра-лаборатории мы, изучая автора, обязательно ставим несколько его пьес. У нас в репертуаре три спектакля по Михаилу Булгакову, три по Чехову и три по Шекспиру. Мы досконально изучаем природу чувств автора. Колорит, ментальность, особенности эпохи и быта. Мы репетировали «Калеку…» на самом острове Инишман в Ирландии, Шекспира — в крепости Эребуни, которой 2 тысячи лет, Чехова — в Мелиховской усадьбе. Когда играли в Тбилиси, местные актеры сказали, что мы настоящие грузины. У нас есть серия грузинских спектаклей. Кроме «Мачехи…», музыкальная комедия «Ханума» по пьесе Авксентия Цагарели, лирическая комедия «Зурикела» по мотивам романа Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион» в постановке грузинского режиссера Вахтанга Николавы.

На зарубежные фестивали меня часто приглашают провести мастер-класс по системе Михаила Чехова. В Чехии я провожу тренинги уже более 20 лет. Проповедую русский психологический театр, обогащенный системами Михаила Чехова и Ежи Гротовского. Мне удалось разработать свой стиль — «фантастический реализм», по определению Вахтангова. Он построен на абсолютной психологической правде проживания в остром гротеске.

— Значит, и труппу РТБД увидим на премьере «Махляры» по гоголевским «Игрокам» в неожиданном качестве?

— Думаю, да. 17 и 18 декабря приглашаем на премьеру. Для меня это уже пятая постановка «Игроков». До этого были спектакли в Перми (30 лет назад), Праге, Челябинске, где он идет, кстати, уже 20 лет. Четвертые «Игроки» были в Таллине в Русском театре Эстонии. Спектакль идет там уже 10 лет. Творческий результат с «Игроками» каждый раз получается неожиданным. Это моя любимая пьеса. Просто квинтэссенция мистики, психологии и гротеска. В общем-то, в этой пьесе стиль моего театра и мировосприятия.

Мистика, чудо и надежда есть в жизни всегда. Белорусских артистов, думаю, увидите в самом неожиданном ракурсе. Новые постановки вбирают в себя весь опыт предыдущих и обязательно открывают что-то новое. Так произошло, например, в прошлом году со спектаклем «Мастер и Маргарита» в Таллине. Это тоже был мой юбилейный, пятый спектакль по культовому роману Булгакова.

ФАКТ

Режиссер Сергей Федотов поставил 30 спектаклей в Чехии, в том числе «Собачье сердце» в Остраве. Спектакль был удостоен Чешской национальной театральной премии.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter