Источник: Знамя юности
Знамя юности

Лайфхак для первокурсников: как записывать лекции быстро и понятно – осваиваем навыки ведения конспекта

Миссия: записать всё

Как научиться вести конспект, который окажется хорошим подспорьем при подготовке к экзамену и не заставит продираться через дебри хаотично записанной информации? Полезными рекомендациями поделилась заведующая кафедрой технологий коммуникации и связей с общественностью факультета журналистики Белорусского государственного университета Юлия Лукьянюк.

Тетрадь или планшет? 

– Основные варианты – бумажный (тетради – обычные или на кольцах) и электронный (ноутбук, планшет). Преимущество первого в том, что срабатывает эффект мышечной памяти: когда мы пишем рукой и рисуем графики и таблицы, лучше запоминаем, так как в мозге возникает ассоциация движений кисти с новой информацией.

Из личного опыта преподавания заметила, что девушки и парни подходят к ведению конспекта по-разному: девчата неравнодушны к различным канцелярским принадлежностям, активно пользуются цветом, стикерами при выделении и структурировании текста. Любовь к красивым канцтоварам мотивирует их вести записи от руки. Мальчишки предпочитают электронные носители: набирают на клавиатуре ноутбука либо фиксируют информацию стилусами на планшете, текст конвертируется в формат вордовского документа, который затем можно распечатать. Недостатки ноутбука – его вес и необходимость постоянно следить за уровнем заряда батареи.

Многие преподаватели идут навстречу студентам и, чтобы облегчить им жизнь, выкладывают презентации к своим лекциям на образовательный портал БГУ. Понятно, что информация в них представлена в очень сжатой и схематичной форме, но это удобно и полезно для обучающихся.

Иногда (в исключительных случаях) разрешаю студентам воспользоваться диктофоном для записи лекции – при условии, что перепишут ее от руки в тетрадь. Но знаю, что не все преподаватели столь лояльны, многие категорически запрещают пользоваться записывающими устройствами: мало ли в каких целях ведется запись.

Больше цвета! 

– Грамотно вести конспект очень важно, особенно первокурсникам: это позволяет систематизировать знания, структурировать полученную информацию. Если научитесь делать так в первый год обучения, в дальнейшем возникнет желание продолжать. Не нужно бездумно записывать за лектором слово в слово: когда пишешь все подряд, теряешь мысль и не успеваешь. Старайтесь извлекать главное: ключевые тезисы, понятия, термины, причинно-следственные связи.

Существуют различные способы конспектирования. Например, по плану: фиксировать пункты и по каждому из них давать разъяснения. Можно вести схематичные конспекты, когда дается логическая связь, по которой восстанавливается материал. На лекциях по общественно-гуманитарным дисциплинам используют много цитат: они тоже должны быть связаны между собой логически. Выделяйте информацию разными цветами, рисуйте схематичные блоки.

Некоторые преподаватели без конспекта не допускают к экзамену: проверяют его и расписываются через каждые десять страниц, чтобы никто другой не принес тетрадь еще раз. Как показывает практика, в группах у таких лекторов очень хорошая успеваемость. Почему? Даже если студент сел и переписал конспект у своего товарища, это только на пользу: работает моторика рук. Почему еще иногда преподаватели рекомендуют писать шпаргалки (и, конечно, оставлять их дома)? Шпаргалка – мини-конспект, который содержит основную информацию по теме. Когда пишете вручную, автоматически вбиваете ее в подкорку.

Пишешь – сокращай 

Придумайте собственную систему условных сокращений и пользуйтесь общепринятыми. Например: год – г, государство – гос-во, университет – ун-т, функция – ф-я. Некоторые слова можно заменить значками: 

! – важно, !! – очень важно, ? – неизвестно, NB – запомнить, U – уточнить, ZB – пример, > – больше, < – меньше, стрелка вверх – увеличивается, стрелка вниз – уменьшается, стрелка вбок – следовательно.

Не забываем перечитывать. Сразу

Конечно, так делают далеко не все, ведь после учебного дня хочется отдохнуть, а не повторять пройденное. И все же, пока новая информация свежа в памяти, лучше вернуться к конспекту и вдумчиво прочитать его еще раз: подчеркнуть важное, отметить моменты, которые, возможно, стоит уточнить.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МЕТОДИКИ ВЕДЕНИЯ КОНСПЕКТА:

МЕТОД КОРНЕЛЛА


Страницу нужно разделить на четыре части: проведите горизонтальные линии сверху (для даты и названия темы) и снизу (для вывода). Затем сделайте две колонки: та, что справа, должна быть в два раза больше левой. В первой колонке фиксируйте важные имена, даты, термины, во второй – основные сведения. В нижнюю графу запишите несколько предложений, которые обобщат полученную информацию.

МЕТОД БОКСОВ


Разделите страницу на квадраты и прямоугольники в хаотичном порядке. Границы можно выделить фломастерами либо маркерами. Вверху записывайте заголовок, далее – нужную информацию. Такой метод особенно подойдет тем, у кого хорошо развита зрительная память.

МЕТОД НУМЕРАЦИИ


Каждому отдельному тезису присваивается порядковый номер (цифру можно выделить ручкой другого цвета). Когда лектор переходит к другому смысловому блоку информации, обязательно делайте отступы.

МЕТОД МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ


Главная идея содержится в центре страницы, от нее тянутся стрелки мыслей и дополнительных объяснений. Такой способ ведения конспекта очень удобен при разборе сложных тем и концепций.

derzhanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter