
Дорога к храму
Иерей Андрей Лялько проводит богослужения в двух медновских храмах — старинной деревянной церкви Преображения Господня, которая находится на кладбище, и в новой, освященной в честь третьего обретения главы Иоанна Предтечи. В нее, украсившую несколько лет назад центральную сельскую улицу, мы и приехали на праздничное богослужение в честь святителя врача Луки.— В миру он был известен как Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Доктор медицинских наук, хирург, ученый, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, — отец Андрей рассказывает прихожанам о святителе, который для него самого является примером ответственного служения и идеалом жизни христианина.
После литургии матушка Светлана приглашает нас в воскресную школу, которая обустраивается в бывшей амбулатории. Заваривая чай, прихожанки Галина Михальчук и Екатерина Кирилюк не устают хвалить своего батюшку:
— Андрей Петрович давно знает нас всех, наши проблемы, телесные и духовные, всегда поможет при необходимости, подскажет, поддержит. Мы его уважаем и любим.
В священники Андрей Лялько рукоположен в 41 год. К этому времени у него была семья и стабильная работа. Признался нам, что духовный путь не был прямым:
— По молодости много читал, ездил в монастыри. Устроившись на пост Брестской станции скорой помощи в городском поселке Домачево, стал посещать местную церковь, помогал священнику. Потом пел в церковных хорах храмов в Домачево, Страдечи и Знаменке, где сейчас живем с семьей. Мне не раз предлагали стать священником, но отказывался, считал, что недостоин. Любимая семья, работа, постоянное служение в церкви... Казалось, все окончательно устроилось. Но потом одна за другой начали случаться серьезные неприятности, и я задумался: «Почему все это происходит со мной?» Наконец, понял, что отказываться от священства, если Бог призывает, нельзя.
К разговору подключается матушка Светлана:
— Господь его смирял и достучался. Болезнь и выздоровление сына, жесткое падение с велосипеда и травма, авария на автомобиле… Эти события подтолкнули Андрея к принятию решения. Отец Павел Воронко из храма в Знаменке хотел взять его дьяконом. Тогда подумалось: «Вот и хорошо!» Но как-то позвонил мне отец Павел и с ходу: «Вы только не волнуйтесь. У меня такой вопрос: согласны ли вы, чтобы Андрей стал батюшкой?» Я сразу ответила «да», а через секунду поняла всю ответственность, которая ляжет на плечи моего супруга. Служение в церкви требует от человека не только знаний религиозного содержания, но и умения общаться с людьми, быть чутким и сострадательным. Впрочем, это же необходимо и медицинскому работнику.
— Были мысли уйти со «скорой», — продолжает священнослужитель. — Но церковное руководство считает, что для сельского пастыря такое совмещение вполне допустимо, и пожелало, чтобы я оставался трудиться фельдшером.

Со службы — на дежурство
С выбором профессии после окончания школы у Андрея Лялько колебаний не было — Брестское медучилище.— Когда однажды маме стало плохо, повысилось давление, вызвали скорую, — вспоминает. — На меня, ребенка, тогда произвело сильное впечатление, как ей стало легче после визита медиков с чемоданчиком.
Распределили выпускника в родные места. Зона обслуживания Домачевского поста «скорой» включает более 30 населенных пунктов. Иногда за день автомобиль накручивает до 300 километров.Коллеги не удивились, когда Андрей Лялько принял решение учиться в Минской духовной семинарии.
Поддержали, говорит фельдшер Андрей Дубинюк:
— Андрей Петрович — профессионал, на дежурстве с ним комфортно и надежно. Никаких конфликтов и проблем не возникает. Жалоб от пациентов не бывает, а благодарности поступают. Он внимательный, тактичный. Если видит, что человек нуждается в поддержке, пригласит в храм.
Сам Андрей Лялько признался, что после рукоположения священником стал еще более ответственным, еще более строгим к себе:
— Перед сложным вызовом всегда читаю молитвы святителю Луке. Прошу, чтобы все прошло четко, я помог человеку при необходимости и лекарством, и словом. Понимаю, что по мне оценивают не только медицину, но и Церковь.
В Брестском районном благочинии Андрей Лялько ответственный за ведение трезвенной работы. Говорят, он находит подход к тем, кто дружит с зеленым змием. Показывает личный пример: спиртное не употребляет, а 1 января 2025 года даже принял участие в забеге трезвости в Бресте.
— Человек грешен. Но когда он приходит с глубоким покаянием, решимостью исправиться, с него спадает груз старых грехов, и происходят настоящие чудеса, — рассуждает наш собеседник.
Еще одно из попечений батюшки-фельдшера — забота о больных людях, в частности о пациентах, которые лежат на медико-социальных койках сестринского ухода.

Семья — малая церковь
Место силы Андрея Лялько — живописная деревня Кобёлка недалеко от Домачево. Здесь прошло его детство. Тут живут родители. Отчий домик стоит в сосновом лесу. По краю двора протекает безымянная речка, на берегу которой — небольшая пасека в 15 ульев.Андрей Петрович зажигает дымарь, чтобы нас не покусали пчелы, и рассуждает:
— Церковь — это благодать, полнота истины. Осознал, что все испытания и неудачи были мне во благо. А все, о чем мечтал, исполнилось, и даже больше. Очень важно ценить это и быть благодарным.
Андрей Лялько признался, что хотел большую семью. Женился на однокурснице по медучилищу Светлане. Супруга — его соратница. Сегодня на матушке воскресная школа.
Старшая дочь Екатерина окончила теологический факультет БГУ, где сейчас и работает. Зоя постигает религиозный смысл и законы иконописи в Минской духовной семинарии. Два сына — школьники, помогают отцу в храме. Младшая дочка осенью пойдет в первый класс.
— Он сильный, с самого начала супружеской жизни я во всем за ним тянусь, — признается матушка. — Все успевает, со всем справляется. Семья для Андрея — малая церковь. Он нас учит жить по совести и с добром, ко всякому делу подходить основательно, не суетиться, всегда помнить об ответственности перед людьми и Богом. Так и живем.

kozlovich@sb.by