ID-карты и биометрические паспорта: какие вопросы возникли при воспроизведении всего процесса выдачи новых документов

Миссия выполнима

Подготовка к внедрению ID-карт выходит на финишную прямую. Недавно на базе отдела по гражданству и миграции Фрунзенского района Минска состоялся республиканский семинар по обучению сотрудников подразделений ДГиМ работе со стационарными и мобильными комплексами для сбора биометрических данных. При поддержке специалистов-разработчиков программного обеспечения и оборудования слушатели фактически воспроизвели весь процесс персонализации биометрических документов — от обращения граждан до выдачи готовых карточек и паспортов. «Р» посетила семинар, чтобы узнать, какие практические вопросы возникают у пользователей при работе с комплексами.

На семинар приехали 30 специалистов со всей страны.  

Легко в учении

Напомним, Департамент по гражданству и миграции МВД располагает 284 стационарными и 65 мобильными комплексами для снятия биометрических данных. Стационарные займут место во всех подразделениях страны в количестве, пропорциональном численности населения на территории обслуживания. С увесистым чемоданчиком комплекса можно выехать на дом, в больницу, интернат или другое место, где находятся инвалиды, лица с ограниченными возможностями и другие граждане, которые не в состоянии самостоятельно прибыть за документами.

Из всех регионов республики на практический семинар прибыли 30 представителей подразделений по гражданству и миграции. Им предстоит очень важная и ответственная миссия: овладеть навыками работы на комплексах для сбора биометрических данных и передать их коллегам.

— Специалисты отработали абсолютно все этапы сбора биометрических данных и подготовки документов. В первые два дня они учились применять стационарные комплексы: принимали заявления от «граждан», в роли которых коллеги выступали попеременно, снимали биометрические данные, отправляли их в центр персонализации. Следующие два дня посвятили работе с мобильными комплексами. В последний день отрабатывали процесс выдачи готовых биометрических документов, который тоже имеет свои особенности: считывание информации, идентификация личности получателя с помощью отпечатка пальца. В заключение все получили биометрические документы — разумеется, с надписью «Образец», — рассказал Павел Хрищенович, заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции МВД. — Таким образом, слушатели воспроизвели весь процесс получения новых документов.

Кроме ID-карт, предназначенных пока для внутреннего использования в стране, и биометрических паспортов, необходимых для выезда за границу, в подразделениях ДГиМ будут выдавать вид на жительство и проездные документы иностранным гражданам и лицам без гражданства.

В специальном учебном классе установлено 11 стационарных и столько же мобильных комплексов. Слушатели разбились на группы по 3—4 человека: чередуясь, кто-то изображает посетителя, который пришел за новыми документами, остальные на практике постигают премудрости обращения с новой аппаратурой. В теории, кажется, все предельно ясно, но на деле возникают вопросы, на которые готовы ответить представители компаний-разработчиков.

На мобильном комплексе тоже есть устройство для снятия отпечатков пальцев.

Следует отметить, что и программное обеспечение, и оборудование комплексов для сбора биометрических данных разработаны специально для нашей страны с учетом конкретных нужд и особенностей, и являются уникальными. Вопросы и уточнения возникают, но в общем и целом процесс понятен.

Предпросмотр позволяет выбрать вариант отпечатка.

Оборудование, которое складывается в чемоданчик, весит около 12 килограммов и включает в себя непосредственно мобильный комплекс, фотоаппарат, зарядное устройство, прибор дополнительного освещения. Брать с собой придется и специальный белый фон, упакованный в тубу.

Образец подписи: пишем специальной ручкой на экране.

Стенки разложенного чемоданчика оказываются двумя планшетами. Один из них являет собой вариант рабочего компьютера сотрудника ОГиМ, с которого можно осуществлять непосредственные действия по сбору данных. Информация, разумеется, защищена логином и паролем. Со своей стороны, гражданин может увидеть получившееся фотоизображение, ввести образец своей подписи.

Кнопка фотографирования размещена на мониторе планшета.
Как настроить камеру? На какое время хватит батарей? Как их менять? Что делать, если придется снимать лежащего человека? У слушателей возникает множество практических вопросов, найти ответы на которые помогают присутствующие специалисты. Например, с фотографированием лежащего человека проблем не возникнет: в комплекте есть длинный шнур, позволяющий снять фотоаппарат со стойки. Кстати, кнопка фотографирования размещена на мониторе планшета: задействовать фотоаппарат и планшет по отдельности не получится.

Постепенно сотрудники ДГиМ проходят все этапы работы: из имеющихся баз данных на основании личного номера вызывают на монитор информацию, которая при необходимости и предоставлении новых документов может быть скорректирована, делают снимок гражданина, фиксируют отпечатки пальцев и личную подпись. Далее распечатывается заявление, которое человек утверждает своей подписью, и получает квиток, где указано, когда нужно явиться за новыми документами. Эту информацию можно получить также посредством SMS, сообщения от МВД на электронный почтовый ящик.

— Разумеется, все новое в диковинку, — говорит Владислав Бельчин, сотрудник УГиМ УВД Миноблисполкома. — Но объяснения доступны, интерфейс программы понятен, логистика базы данных проста. Какие-то специальные умения, навыки не требуются, поэтому разобраться получается быстро.

Красота не всегда естественна

В результате работы практического семинара выявлены некоторые неточности и недостатки, на основании которых подготовлены замечания и рекомендации для разработчиков. Пока что наибольшие сложности вызвало фотографирование. Отметим, что качество снимка должно соответствовать требованиям ИКАО (Международной организации гражданской авиации): максимально открытое лицо, хорошо видимые такие основные антропометрические точки, как уши, лоб, брови. И здесь мнение ИКАО нередко входит в диссонанс с представлениями граждан, особенно дам, о хорошей фотографии.


— Программа не воспринимает яркий макияж и слишком пышную прическу, — уточняет Павел Хрищенович. — В принципе, это логично: люди редко путешествуют или, скажем, отправляются в банк при полном параде. Так, если губы накрашены слишком ярко, программа просит клиента закрыть рот. Она испытывает затруднения при различии пышных светлых волос и белого фона и вполне может «постричь» так, как сочтет нужным. Густую подводку для глаз принимает за очки и просит их снять. К слову, если медицинские показания не предписывают сниматься на документы в очках, при фотографировании их лучше отложить. В противном случае следует выбирать оправу как можно незаметнее. Из-за того, что стекла могут бликовать, программа не «увидит» глаз человека и выразит свое недовольство.


Кроме того, выявлены недостатки в переводе измененных фамилий. Мы привыкли видеть в паспортах их варианты на белорусском, русском языках, а также в латинской транскрипции. В новой системе пока не реализован автоматический перевод. Программу придется усовершенствовать, ведь введение новых фамилий вручную замедлит работу и увеличит время принятия одного гражданина.

Все замечания и предложения обобщены и переданы разработчикам. Внести изменения следует до середины декабря. Основные правила, а также рекомендации по внешнему виду перечислят в специальном постановлении Совета Министров, посвященному переходу на биометрические документы.


nevmer@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter