На семинар приехали 30 специалистов со всей страны.
Легко в учении
Напомним, Департамент по гражданству и миграции МВД располагает 284 стационарными и 65 мобильными комплексами для снятия биометрических данных. Стационарные займут место во всех подразделениях страны в количестве, пропорциональном численности населения на территории обслуживания. С увесистым чемоданчиком комплекса можно выехать на дом, в больницу, интернат или другое место, где находятся инвалиды, лица с ограниченными возможностями и другие граждане, которые не в состоянии самостоятельно прибыть за документами.Из всех регионов республики на практический семинар прибыли 30 представителей подразделений по гражданству и миграции. Им предстоит очень важная и ответственная миссия: овладеть навыками работы на комплексах для сбора биометрических данных и передать их коллегам.
— Специалисты отработали абсолютно все этапы сбора биометрических данных и подготовки документов. В первые два дня они учились применять стационарные комплексы: принимали заявления от «граждан», в роли которых коллеги выступали попеременно, снимали биометрические данные, отправляли их в центр персонализации. Следующие два дня посвятили работе с мобильными комплексами. В последний день отрабатывали процесс выдачи готовых биометрических документов, который тоже имеет свои особенности: считывание информации, идентификация личности получателя с помощью отпечатка пальца. В заключение все получили биометрические документы — разумеется, с надписью «Образец», — рассказал Павел Хрищенович, заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции МВД. — Таким образом, слушатели воспроизвели весь процесс получения новых документов.
Кроме ID-карт, предназначенных пока для внутреннего использования в стране, и биометрических паспортов, необходимых для выезда за границу, в подразделениях ДГиМ будут выдавать вид на жительство и проездные документы иностранным гражданам и лицам без гражданства.
В специальном учебном классе установлено 11 стационарных и столько же мобильных комплексов. Слушатели разбились на группы по 3—4 человека: чередуясь, кто-то изображает посетителя, который пришел за новыми документами, остальные на практике постигают премудрости обращения с новой аппаратурой. В теории, кажется, все предельно ясно, но на деле возникают вопросы, на которые готовы ответить представители компаний-разработчиков.
На мобильном комплексе тоже есть устройство для снятия отпечатков пальцев.
Следует отметить, что и программное обеспечение, и оборудование комплексов для сбора биометрических данных разработаны специально для нашей страны с учетом конкретных нужд и особенностей, и являются уникальными. Вопросы и уточнения возникают, но в общем и целом процесс понятен.
Предпросмотр позволяет выбрать вариант отпечатка.
Оборудование, которое складывается в чемоданчик, весит около 12 килограммов и включает в себя непосредственно мобильный комплекс, фотоаппарат, зарядное устройство, прибор дополнительного освещения. Брать с собой придется и специальный белый фон, упакованный в тубу.
Образец подписи: пишем специальной ручкой на экране.
Стенки разложенного чемоданчика оказываются двумя планшетами. Один из них являет собой вариант рабочего компьютера сотрудника ОГиМ, с которого можно осуществлять непосредственные действия по сбору данных. Информация, разумеется, защищена логином и паролем. Со своей стороны, гражданин может увидеть получившееся фотоизображение, ввести образец своей подписи.
Как настроить камеру? На какое время хватит батарей? Как их менять? Что делать, если придется снимать лежащего человека? У слушателей возникает множество практических вопросов, найти ответы на которые помогают присутствующие специалисты. Например, с фотографированием лежащего человека проблем не возникнет: в комплекте есть длинный шнур, позволяющий снять фотоаппарат со стойки. Кстати, кнопка фотографирования размещена на мониторе планшета: задействовать фотоаппарат и планшет по отдельности не получится.
Постепенно сотрудники ДГиМ проходят все этапы работы: из имеющихся баз данных на основании личного номера вызывают на монитор информацию, которая при необходимости и предоставлении новых документов может быть скорректирована, делают снимок гражданина, фиксируют отпечатки пальцев и личную подпись. Далее распечатывается заявление, которое человек утверждает своей подписью, и получает квиток, где указано, когда нужно явиться за новыми документами. Эту информацию можно получить также посредством SMS, сообщения от МВД на электронный почтовый ящик.
— Разумеется, все новое в диковинку, — говорит Владислав Бельчин, сотрудник УГиМ УВД Миноблисполкома. — Но объяснения доступны, интерфейс программы понятен, логистика базы данных проста. Какие-то специальные умения, навыки не требуются, поэтому разобраться получается быстро.
Красота не всегда естественна
В результате работы практического семинара выявлены некоторые неточности и недостатки, на основании которых подготовлены замечания и рекомендации для разработчиков. Пока что наибольшие сложности вызвало фотографирование. Отметим, что качество снимка должно соответствовать требованиям ИКАО (Международной организации гражданской авиации): максимально открытое лицо, хорошо видимые такие основные антропометрические точки, как уши, лоб, брови. И здесь мнение ИКАО нередко входит в диссонанс с представлениями граждан, особенно дам, о хорошей фотографии.— Программа не воспринимает яркий макияж и слишком пышную прическу, — уточняет Павел Хрищенович. — В принципе, это логично: люди редко путешествуют или, скажем, отправляются в банк при полном параде. Так, если губы накрашены слишком ярко, программа просит клиента закрыть рот. Она испытывает затруднения при различии пышных светлых волос и белого фона и вполне может «постричь» так, как сочтет нужным. Густую подводку для глаз принимает за очки и просит их снять. К слову, если медицинские показания не предписывают сниматься на документы в очках, при фотографировании их лучше отложить. В противном случае следует выбирать оправу как можно незаметнее. Из-за того, что стекла могут бликовать, программа не «увидит» глаз человека и выразит свое недовольство.
Кроме того, выявлены недостатки в переводе измененных фамилий. Мы привыкли видеть в паспортах их варианты на белорусском, русском языках, а также в латинской транскрипции. В новой системе пока не реализован автоматический перевод. Программу придется усовершенствовать, ведь введение новых фамилий вручную замедлит работу и увеличит время принятия одного гражданина.
Все замечания и предложения обобщены и переданы разработчикам. Внести изменения следует до середины декабря. Основные правила, а также рекомендации по внешнему виду перечислят в специальном постановлении Совета Министров, посвященному переходу на биометрические документы.
nevmer@sb.by