Миссия выполнима

Белкоопсоюз рассмотрел ход выполнения параметров развития

На расширенном заседании Правления Белкоопсоюза с участием заместителя премьер-министра Михаила Русого рассмотрены вопросы выполнения прогнозных параметров развития потребкооперации в минувшем году и поручений Президента, дана оценка работы кадров, определены задачи на нынешний год

Участие в работе кооперативного форума заместителя премьер-министра Михаила Русого, министра торговли Валентина Чеканова, председателя концерна «Белгоспищепром» Александра Забелло, заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Василия Седина, представителей других структур — партнеров по бизнесу убеждает в том, что Белорусский республиканский союз потребительских обществ по-прежнему остается одним из ключевых игроков в сегменте рынка товаров и услуг. Михаил Русый напомнил, что ни одному из министерств и ведомств Президент не уделяет столько внимания, как Белкоопсоюзу. Правительство тоже, образно говоря, постоянно держит руку на кооперативном пульсе. Михаил Иванович озвучил принятое буквально накануне решение, в соответствии с которым Белкоопсоюзу предоставляется возможность приобретения в лизинг автотракторной и другой сельхозтехники от ведущих отечественных производителей на льготных условиях. Это и есть поддержка кооператоров на деле, на которую те просто обязаны ответить эффективным высокопроизводительным трудом.

— Должна быть выработана стратегия короткого и дальнего периода, — подчеркнул заместитель премьер-министра.

По его словам, необходимо не поднимать гвалт по поводу присутствия на потребительском рынке крупных торговых сетей, а действовать на опережение, в соответствии со складывающейся ситуацией. Ведь никто из руководителей райпо почему-то не обратился в местный орган исполнительной власти с предложением обязать сетевиков работать в равных условиях. В частности, чтобы в их магазинах, по аналогии с кооперативными, приоритет в ассортиментном перечне отдавался товарам отечественного производства, чтобы они также занимались заготовками и другими видами деятельности, что и кооператоры. Но в любом случае, считает Михаил Русый, исходить следует прежде всего из интересов людей, которые не должны быть ущемлены.

Кстати, антимонопольные меры в отношении торговых сетей уже приняты, их присутствие ограничено 20 процентами. Понятно, что на потребкооперацию это требование не распространяется.

Тем не менее, по мнению заместителя главы правительства, кооператорам следует учиться у сетевиков прежде всего тому, как правильно выстроить эффективную систему управления по всей «вертикали». Опять-таки там железная исполнительская и трудовая дисциплина, чего явно не хватает потребкооперации. А ведь в 2015 году, когда в рамках Таможенного союза начнет действовать зона свободной торговли, работать станет еще труднее, и уже теперь надо быть к этому готовым.

Действительно, рынок диктует свои жесткие условия, и на коне, образно говоря, останется тот, кто имеет конкурентные преимущества. В качестве примера председатель концерна «Белгоспищепром» Александр Забелло привел тот же «Евроопт», который в январе текущего года уже превзошел Белкоопсоюз по объемам розничного товарооборота, располагая при этом лишь 204 магазинами, тогда как в потребкооперации насчитывается около 10 тысяч торговых объектов. Конечно, любое сравнение хромает, «Евроопт», да и другие крупные торговые сети обосновались, как верно заметил Михаил Русый, в наиболее «лакомых» местах. Вместе с тем выводы необходимо делать и прекратить при этом постоянно ссылаться на социальную миссию потребкооперации. Так, «Евроопт», как уже сообщалось ранее, готов приобрести порядка 1,5 тысячи автомагазинов и обслуживать сельскую глубинку. Комментарии, думается, неуместны. Не лишним было бы поучиться у конкурентов и обязательности. Не секрет, что такое понятие, как «купеческое слово», напрочь забыто в кооперации.

— Потребкооперация дрогнула, когда начали наступать торговые сети, — резюмировал министр торговли Валентин Чеканов.

Он считает, что руководителей районных кооперативных организаций надо наделить полномочиями на уровне хотя бы заместителя председателя райисполкома по торговле. Только в таком случае появятся реальные рычаги влияния на ситуацию с агрессивной политикой, проводимой торговыми сетями. К чему приводит их отсутствие, можно проиллюстрировать хотя бы на примере Горецкого района, где местная администрация дала добро на строительство в городе трех магазинов «Евроопта» с общей площадью более 3 тысяч квадратных метров. О последствиях такого непродуманного решения для потребкооперации поведал председатель правления Горецкого райпо Андрей Гончаров. Если в прежние годы темпы роста товарооборота составляли от 109 до 114 процентов, то в минувшем году немного не дотянули даже до 100 процентов. При этом наибольшее снижение объемов торговой деятельности допустили недавно возведенные в райцентре два брендовых универсама «Родны кут», которые не смогли конкурировать на равных с расположенными по соседству объектами «Евроопта». В то же время кооперативные магазины шаговой доступности, где влияние сетевиков ощущалось не столь сильно, показали очень даже неплохие результаты.

— Магазины потребкооперации ни в чем не уступают сетевым, — сказал Андрей Гончаров. — Однако у тех явное преимущество в торговле импортными товарами, да и по ценовому фактору мы проигрываем.

Свою мысль Андрей Александрович подкрепил конкретным примером, сравнив розничные цены на вино «Совиньон», которое райпо получило с оптового предприятия «Белкоопвнешторг» Белкоопсоюза и применило 20-процентную торговую надбавку. В результате розничная цена одной бутылки составила 52,6 тысячи рублей, тогда как в «Евроопте» — 42 тысячи рублей. Угадайте, кому отдаст предпочтение покупатель. К сожалению, примерно такая же ситуация и по другим товарным позициям. Как следствие, удельный вес горецкой потребкооперации снизился в минувшем году в райцентре на 1,5 процента.

Председатель Правления Белкоопсоюза Валерий Иванов проинформировал участников заседания, что это он после посещения Горок поручил тамошнему председателю правления райпо поделиться с коллегами имеющимися проблемами, которые возникли у кооператоров с появлением «Евроопта», высказаться относительно возможных путей упрочения своего присутствия на местном потребительском рынке. Дело в том, что частный, на первый взгляд, случай сегодня типичен для многих регионов республики. Поэтому и подходы по стабилизации обстановки должны быть одинаковыми. Причем за наведение порядка в кооперативном хозяйстве надо браться уже сейчас, не дожидаясь каких-либо особых указаний сверху. Ведь, объективности ради, в Горецком райпо, наряду с торговлей, и в иных сферах деятельности положение достаточно сложное, и, надо признать, оно далеко не единственное в таком роде в Белкоопсоюзе.

Глубокий анализ складывающейся в системе потребкооперации ситуации был сделан в докладе председателя Правления Белкоопсоюза Валерия Иванова. Откровенно говоря, головокружения от успехов не прослеживается. Валерий Николаевич дал жесткую оценку результатам работы и итогам 2013 года, которые, по его мнению, свидетельствуют о крайне низкой эффективности деятельности, недостаточной ответственности кадров. Не в полной мере обеспечено выполнение прогнозных показателей развития, утвержденных потребительской кооперации Советом Министров Республики Беларусь. В частности, темп роста экспорта составил только 103,4 процента при прогнозе 117,2 процента. Как положительный момент можно отметить тот факт, что при этом сальдо внешней торговли товарами на 3,9 миллиона долларов США превысило установленное задание в размере 46 миллионов долларов. Кроме того, выполнены доведенные показатели по оказанию платных услуг населению, соотношению запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства, по энергосбережению.

Этим, пожалуй, перечисление успехов ограничивается. Реально же выполнено 4 из 14 основных показателей и заданий, утвержденных отраслевой программой развития потребкооперации на 2011—2015 годы и постановлениями Правления Белкоопсоюза. Причем отставание допущено по тем параметрам, которые являются определяющими в деятельности кооперативных организаций и от которых напрямую зависит их дееспособность. Неудивительно, что потребительская кооперация продолжает сдавать свои позиции на всех сегментах рынка. По информации Валерия Иванова, «наша доля в розничном товарообороте через все каналы реализации за 2013 год сократилась на 0,9 процентного пункта, в розничном товарообороте торговых организаций — на 1,1 процентного пункта. В результате, с горечью констатировал Валерий Николаевич, удельный вес потребкооперации впервые в современной истории опустился ниже 10 процентов в товарообороте торговых организаций республики (9,8 процента).

— Основной причиной такой потери позиций на рынке, — отметил Валерий Иванов, — явилось значительное отставание в темпах развития розничного товарооборота потребительской кооперации от страны в целом, а именно на 14,4 процента от товарооборота через все каналы реализации и на 14,8 процентного пункта от динамики развития товарооборота торговых организаций.

Для справки: лишь в четырех районах республики темпы развития розничного товарооборота торговли потребкооперации в 2013 году были выше средних по торговым организациям. Это Бобруйский, Шкловский, Ветковский и Малоритский районы. Вместе с тем в 42 районах отстали по этому показателю от средних по региону на 10 и более процентов, в 15 — свыше 15 процентов, а в Лидском, Пуховичском, Смолевичском, Кобринском, Кричевском и Сморгонском районах — более чем на 20 процентов. По мнению Валерия Иванова, если низкие темпы роста в сельской местности можно в какой-то степени объяснить объективными причинами в виде происходящих там демографических процессов, то потеря позиций в городах и крупных населенных пунктах обусловлена в первую очередь недостаточной конкурентоспособностью кооперативных организаций. Иначе как следует понимать тот факт, что в ряде райпо даже не смогли обеспечить положительную динамику развития розничного товарооборота.

О неиспользованных резервах роста товарооборота говорит и сохраняющаяся значительная полярность в среднемесячном товарообороте на одного обслуживаемого жителя в разрезе кооперативных организаций. Если, к примеру, в Могилевском облпотребсоюзе в среднем за месяц на одного жителя реализовано товаров на 621 тысячу рублей, то в Минском — на 382 тысячи, Гродненском облпотребобществе — на 450 тысяч, Брестском облпотребсоюзе — на 474 тысячи рублей. При этом, обратите внимание, в целом по торговым организациям республики среднемесячный розничный товарооборот без учета моторного топлива и фармацевтических товаров составил на одного жителя страны почти 1650 тысяч рублей, или в 3,3 раза выше, чем в потребительской кооперации. Аналогичная ситуация и с эффективностью использования торговых площадей. В потребкооперации среднемесячный розничный товарооборот на один квадратный метр торговых площадей в два раза ниже, чем в целом по республике, и колеблется от 1,6 до 1,9 миллиона рублей.

По словам Валерия Иванова, о недостаточной ответственности кадров за результаты работы свидетельствует и существенная разница в развитии основных показателей в разрезе областных и особенно районных кооперативных организаций. В качестве примера председатель Правления Белкоопсоюза привел экспорт — важнейший для страны показатель. В минувшем году 32 районные кооперативные организации имели объемы экспорта менее 100 тысяч долларов США. А в таких райпо, как Мядельское, Молодечненское и Копыльское, этот показатель вообще составил 6,7, 9,7, 13,1 тысячи долларов США. Получается, что почти треть всех кооперативных организаций фактически не осуществляли экспортную деятельность.

— Так быть не должно, — подчеркнул Валерий Иванов. — Поставки на экспорт должны быть систематическими, не зависящими от сезонности. Необходимо максимально задействовать как собственные товарные ресурсы, так и продукцию внесистемных промышленных предприятий республики. Я требую принятия адекватных мер по решению данного вопроса. Итоги этой работы будут рассматриваться на регулярной основе с соответствующими выводами.

С таких же принципиальных позиций будет оцениваться и работа заготовительной отрасли. По-иному просто нельзя. Ведь в 2013 году Брестским облпотребсоюзом и 41 районной кооперативной организацией не обеспечена даже положительная динамика объема закупок у населения. В Пружанском райпо, например, темп роста заготовительного оборота у населения составил лишь 66,6 процента. Аналогичная ситуация в Ляховичском, Стародорожском, Ушачском и других райпо. Конечно, и здесь имели место объективные причины, которые негативно повлияли на конечный результат. Между тем, находясь примерно в таких же условиях, в 40 райпо и филиалах сумели обеспечить высокие темпы развития заготовок у населения и выполнили прогнозный параметр в 115 процентов.

В связи с этими и другими негативными фактами, которые прозвучали в докладе и в выступлениях участников заседания, резонно задаться вопросом, какие следует предпринять меры для укрепления позиций на рынке, повышения конкурентоспособности как в целом системы потребкооперации, так и отдельных кооперативных организаций и отраслей деятельности. В торговле предполагается в кратчайшие сроки завершить работу по созданию единого оптового оператора на базе оптовых предприятий Белкоопсоюза, облпотребсоюзов, распределительных складов райпо. По общему мнению, его отсутствие не позволяет обеспечить конкурентоспособность торговых объектов потребкооперации, так как цены на отдельные товары, прежде всего критического импорта, выше, чем у торговых сетей. Акцент будет сделан также на развитие торговой сети в райцентрах и городах. Причем как за счет открытия крупных торговых объектов площадью более 500 квадратных метров, так и новых магазинов шаговой доступности. Жители малых сельских населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, не реже трех раз в неделю будут обслуживаться автомагазинами. Особое внимание будет обращено на наведение порядка в торговых объектах, неукоснительное соблюдение правил торговли.

В ближайшие два года должна быть завершена работа по приведению в порядок всех имеющихся хранилищ с созданием условий для сохранности продукции, продолжится реконструкция скотоубойных пунктов.

В производственной сфере намечено обеспечить рост выручки от реализации продукции промышленности на одного работающего не менее чем в два раза. Причем основной упор будет сделан на увеличение объемов переработки закупленной у населения продукции так называемыми традиционными методами, а также выпуска мясных изделий по «домашним» рецептам с последующей организацией поставок на экспорт.

— В целом, — констатировал Валерий Иванов, — развитие отраслей потребительской кооперации должно осуществляться с акцентом на повышение эффективности работы.

В связи с этим до конца 2015 года запланировано завершить работу по оптимизации организационной структуры потребительской кооперации. Параллельно с сокращением численности работников, прежде всего административно-управленческого персонала, будет установлен жесткий контроль за соблюдением опережающих темпов роста производительности труда над заработной платой.

На снимке: во время заседания Правления Белкоопсоюза.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter