Миссия выполнима

Заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Беларуси генерал–майор Станислав Зась отвечает на вопросы «СБ»

Войска ООН, «голубые каски» — эти слова давно прописались в международном политическом лексиконе. Только доселе они никогда не относились к белорусским военнослужащим — наши солдаты и офицеры в миротворческих операциях не участвовали. Но, похоже, ситуация вскоре изменится. В феврале в штаб–квартире Организации Объединенных Наций с рабочим визитом побывал заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Беларуси генерал–майор Станислав Зась. Кроме того, он принял участие в сессии Специального комитета ООН, где обсуждались операции по поддержанию мира (ОПМ): именно там было заявлено, что наша страна готова участвовать в миротворческой деятельности. Сегодня Станислав ЗАСЬ отвечает на вопросы «СБ».


— Станислав Васильевич, каковы современные наиболее характерные черты и последние тенденции миротворческих операций?


— В практике ООН есть операции по принуждению к миру, когда ее воинские контингенты могут применяться без согласия конфликтующих сторон. И операции по поддержанию мира (ОПМ), в которых контингенты ООН хотя и имеют военную природу, но вводятся только с одобрения конфликтующих сторон, беспристрастны, не применяют принудительных действий, вооружение используют лишь для самообороны. И  пока наша страна будет участвовать в операциях ООН второго типа — по поддержанию мира.


Выделяются две категории миротворческих сил, применяемых в рамках ОПМ. Это миссии военных наблюдателей в составе небольшого числа невооруженных офицеров и военнослужащие национальных контингентов.

Большинство ооновских операций сейчас представляют собой реакцию на внутренние, а не на межгосударственные конфликты. В итоге «традиционное» мироподдержание постепенно уступает место интегрированным миссиям, требующим сочетания политических, гуманитарных и военных действий. Операции стали включать гражданский компонент, внесший новое дыхание в процесс урегулирования конфликтов.


Подчеркну, миротворческая составляющая деятельности ООН в настоящий период переживает весьма ответственный момент. Современные риски и вызовы, такие как изменения окружающей среды, экономические кризисы, трансграничная преступность, экстремизм, наряду с традиционными источниками угроз затрагивают весьма широкий круг государств, влияют практически на все слои населения, тем самым значительно усиливают противоречия в системе международной стабильности и безопасности.


Поэтому потребность в созидательной, миротворческой деятельности в кризисных регионах мира возрастает. А возможности ООН не всегда соответствуют размаху, сложности и задачам нынешних миротворческих операций. Хотя сейчас в 15 операциях по поддержанию мира и так задействовано более 116 тысяч человек, их ежегодный бюджет составляет около 8 миллиардов долларов, что почти в 4 раза больше всего бюджета ООН.


— И какой же выход видится в такой ситуации?


— По нашему мнению, назрела необходимость разработки новой всеобъемлющей методики осуществления ОПМ. Нужно повысить качество управления операциями, больше задействовать ресурсы региональных организаций, наращивать потенциал самой ООН на всех ключевых направлениях миротворчества. Совету Безопасности следует вырабатывать четкие и реально выполнимые мандаты операций. Необходимо расширять число партнеров ООН в области миротворчества, укрепляя диалог с региональными организациями.


Миротворчество сегодня требует также более предсказуемых, профессиональных и адаптивных миротворческих сил — контингентов и рядовых специалистов. Аксиома — более обученный персонал будет более компактным и более эффективным. Назрели шаги по оптимизации системы полевой поддержки операций. Требуется совершенствование системы материально–технического обеспечения миротворческих миссий. Как и более взвешенный подход к выбору номенклатуры материально–технических средств и поставщиков необходимой продукции. Не стоит ориентироваться только на брэнд производителя, необходимо оценивать товар по критерию «цена — качество». В этом плане Беларуси есть что предложить.


— Станислав Васильевич, напомните историю вопроса...


— В 2001 году в штаб–квартире ООН был подписан Меморандум о взаимопонимании между Беларусью и Организацией Объединенных Наций в отношении участия в системе резервных соглашений ООН, регулирующих участие государств — членов организации в миротворческой деятельности. Правда, с момента нашего присоединения к этой системе Беларусь не предпринимала активных шагов по направлению своих представителей в миссии. Наша позиция была обусловлена необходимостью формирования соответствующей нормативной правовой базы. Нужно было продумать и порядок отбора, подготовки, отправки миротворцев, их социально–правовой защищенности, а также создания необходимого контингента специалистов.


Помимо того, неоднозначно воспринималась мировым сообществом сама идея миротворчества. В этой сфере доминировали интересы западных стран и постепенно акценты смещались в сторону силовых акций.


В ноябре 2003 года был принят соответствующий закон. В следующем году постановлением Совета Министров созданы основы механизма его реализации. После чего в министерствах иностранных дел, обороны, МЧС, МВД были разработаны и стали активно реализовываться внутриведомственные нормативные акты, регулирующие подготовку и участие белорусских представителей в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности, а также гуманитарной деятельности.


В прошлом году, когда ООН стала предпринимать решительные шаги по совершенствованию миротворческой деятельности и стабилизации ситуации в кризисных регионах, наша страна откликнулась и приняла решение о постепенном присоединении к участию в ОПМ.


Подключение Беларуси к миротворческой деятельности ООН должно стать важным политическим шагом. Это продемонстрирует нашу готовность выполнять свои обязательства, закрепит за страной имидж активного участника системы международной безопасности и будет способствовать созданию новых механизмов отстаивания наших внешнеполитических интересов.


Отмечу, что данная деятельность не потребует финансовых затрат. В ООН выработана система компенсаций, предусматривающая возмещение расходов в полном объеме.


Кроме того, участие наших военнослужащих, представителей органов внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, других организаций в миротворческих миссиях за рубежом имеет значение в плане приобретения специалистами современного профессионального опыта, навыков работы в составе международных штабов подразделений, умения эффективно действовать в сложных и нестандартных условиях.


— Что можете сказать об уровне подготовки наших специалистов?


— Возможностями для направления своих сотрудников в миссии ООН располагают Минобороны, МВД, Государственный пограничный комитет, Государственный таможенный комитет, МЧС, МИД, Минюст, прокуратура. Возможно, принимать участие будет и гражданский персонал — для наблюдения за выборами, проведения инженерно–технических работ, оказания медицинской помощи.


Уже 100 офицеров Вооруженных Сил прошли обучение в специализированных центрах за рубежом. На миротворческих курсах в Военной академии подготовлено более 250 младших офицеров и военнослужащих по контракту. В МЧС создана мобильная поисково–спасательная команда быстрого реагирования, предназначенная для проведения аварийных поисково–спасательных работ. Готовятся необходимые специалисты и в МВД.


Наши представители достойно проявили себя на международных учениях и тренировках. Командный состав и отдельные подразделения миротворческой роты наших Вооруженных Сил успешно участвовали в многонациональных учениях в Украине, Молдове и Албании.


— А каковы будут порядок и принципы подключения к ОПМ в случае принятия положительного решения?


— Беларусь будет подключаться к миротворческим операциям ООН не любой ценой, а с учетом наших национальных интересов, в условиях обеспечения минимума рисков для жизни и здоровья белорусских специалистов. Это будет проходить поэтапно. На начальной стадии мы сфокусируем свое внимание на привлечении к миссиям отдельных представителей: медиков, специалистов других направлений, военных наблюдателей, штабных офицеров. Воздержимся от отправки в зоны потенциальных конфликтов миротворческих подразделений.


Наша работа здесь будет вестись в строгом соответствии с выработанными и одобренными Президентом принципами: добровольное участие кандидатов, высокий уровень их индивидуальной подготовленности и обученности, всестороннее материальное и техническое обеспечение, правовая и социальная защищенность миротворцев.


Во время моего рабочего визита в штаб–квартиру ООН мы договорились, что в дальнейшем белорусские военнослужащие будут отправляться в «классические» операции, где минимум угроз для их жизни и здоровья. Это, возможно, миссии на Кипре, в Косово, Ливане, на Голанских высотах в Сирии.


И первые официальные запросы ООН мы уже получили в ходе визита.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter