Источник: Знамя юности
Знамя юности

Спасатель о миссии в Турции: самое тяжелое – находить погибших и видеть горе тех, кто потерял близких

Миссия выполнена

После мощного землетрясения в Турции, произошедшего 6 февраля, спасатели из Республиканского отряда специального назначения «ЗУБР» Министерства по чрезвычайным ситуациям вылетели в один из самых пострадавших от толчков город Кахраманмараш, чтобы помочь зарубежным коллегам в ликвидации последствий стихийного бедствия. Как проходила миссия по разбору завалов и спасению людей, «Знаменке» рассказал оперативный дежурный центра оперативного управления Евгений Высоцкий.

«На месте домов – груды мусора»

– Наш отряд впервые участвовал в подобной миссии. В Турцию с необходимым оборудованием и техникой отправилась команда из 64 человек. Первая группа, в составе которой я находился, вылетела утром 8 февраля, вторая – на следующий день. Помощь требовалась в Кахраманмараше, который стал эпицентром мощного землетрясения (по турецким данным, разрушено более 900 зданий, погибло свыше десяти тысяч человек. – Прим. «ЗН».). Впечатления жуткие: на месте домов – груды мусора, некоторые из зданий под наклоном. К поисково-спасательной операции приступили в день прибытия. На одном из участков турецкие коллеги установили голосовой контакт с девушкой, находившейся под завалами уже третьи сутки. Но у них не хватало оборудования и людей для извлечения. Мы провели разведку здания и обнаружили подвал, через который был шанс проникнуть к пострадавшей. Однако работать там оказалось небезопасно – существовал риск повторного обрушения. Тогда с помощью техники копнули глубже и увидели небольшое расстояние между двумя плитами, куда мог проникнуть спасатель. Укрепили их, установили точное местонахождение девушки и приступили к созданию технологического отверстия для эвакуации. Спасательная операция длилась около четырех часов и закончилась ночью. Видимых повреждений у спасенной не обнаружили – только переохлаждение и обезвоживание. По завершении миссии на радостях обнялись с турецкими коллегами – они достаточно эмоциональные люди и очень благодарили за помощь.

«Провести под завалами восемь суток и выжить – настоящее чудо»

– Когда прилетела вторая часть команды, мы разбились на четыре отделения, в каждое входили медработники, кинологи с собаками, специалисты, которые с помощью приборов следили за состоянием строительных конструкций. Работали сменами по восемь-десять часов: два отделения трудятся, два отдыхают. Стояла задача провести спасательную операцию в максимально сжатые сроки. На улице было холодно: ночью столбик термометра опускался до минус пяти-семи, днем поднимался до плюс восьми-десяти. На восьмые сутки после землетрясения нашему отделению совместно с коллегами из России и Киргизии удалось извлечь из-под обломков еще одного пострадавшего. Когда он вышел на голосовой контакт, мы остановили технику, чтобы предотвратить повторное разрушение здания. Мужчина находился в труднодоступном месте – под двумя плитами перекрытия, его нога оказалась зажата. На спасательные работы ушло около четырех часов. С переохлаждением и обезвоживанием спасенного доставили в аэромобильный госпиталь. Как потом узнали, он пошел на поправку. Провести под завалами восемь суток и выжить – настоящее чудо. Можно считать, у него второй день рождения.

«Важно уметь абстрагироваться и не поддаваться эмоциям»

– Белорусская команда сработала профессионально и получила колоссальный опыт по проведению поисково-спасательных работ, взаимодействию с международными коллегами. Наши ребята извлекли из-под завалов 51 человека. Самое тяжелое – находить людей без признаков жизни и видеть горе тех, кто потерял родных и близких. Особенно запомнилась бабушка, которая держала в руках фотографию маленького мальчика и слезно просила найти малыша и его родителей. Но важно уметь абстрагироваться и не поддаваться эмоциям. Каждый спасатель выкладывался как мог, до последнего надеясь отыскать кого-то живым. Места работы огородили, полиция и военные пускали на объект гражданских только по нашей просьбе. Бывало, раскопаем какой-нибудь этаж здания и зовем соседей или родственников, чтобы те подсказали, что это за помещение и кто мог находиться в квартире. Каждое строение полностью разбирали. Техника работала круглосуточно. Спасибо турецким коллегам, которые постоянно интересовались, не нужна ли помощь. Наш отряд прибыл хорошо оснащенным – до десяти дней мог работать автономно. Имелся запас топлива, необходимое оборудование и снаряжение, автомобили для доставки личного состава и проведения аварийно-спасательных работ: привезли с собой два грузовых МАЗа и два внедорожника повышенной проходимости.

«На себе ощутили несколько новых землетрясений»

– В лагере, в котором разместились, было все необходимое: кухня, душевые, спальные места, спутниковая связь, интернет. Мы понимали, что родные переживают за нас, поэтому старались находить хотя бы пару минут в день, чтобы позвонить или написать. Спасибо жене Татьяне, которая с пониманием отнеслась к ситуации и взяла все заботы о нашем годовалом сыне на себя. Во время миссии в Турции произошло и несколько новых землетрясений. Но если на участках толчки ощущались несильно из-за работы тяжелой техники, то в лагере порой двигались стулья.

ОБЪЕКТИВКА

Евгений Высоцкий родился в Борисове. После окончания школы в 2009 году успешно прошел медкомиссию, психологическое тестирование, сдал физнормативы и устроился спасателем в Республиканский отряд спецназначения «ЗУБР» МЧС. Параллельно получил высшее образование по профессии и стал офицером.

КСТАТИ

Республиканский отряд специального назначения «ЗУБР» МЧС создан 15 мая 1991 года для эффективного реагирования на наиболее сложные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. В 2013 году прошел аттестацию (в 2018-м – переаттестацию) по стандартам Международной консультативной группы ООН по поиску и спасению (ИНСАРАГ) как поисково-спасательная команда тяжелого класса.

mischenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter