Миры экономики

В Минске обсуждали инновационные подходы в условиях мирового кризиса

В Минске обсуждали инновационные подходы в условиях мирового кризиса


«Большая двадцатка» сказала свое слово: государства совершат самую большую ошибку, если перед лицом проблем станут сегодня закрывать свои рынки от соседей. Из кризиса надо выбираться сообща. Но как? И вот тут свое слово должны сказать профессионалы, прежде всего представители экономической науки.


Международная конференция в Белорусском национальном техническом университете привлекла мое внимание целым созвездием ярких имен интеллектуалов из России, Польши, Германии, Латвии... И не просто интеллектуалов, а людей, за чьей докторской степенью кроется опыт руководства важнейшими для международной торговли структурами, как, например, профессор Вислав Чижович, который руководил Таможенной службой Польши, а сегодня читает лекции в крупнейших университетах Европы. Или профессор Елена Богданова, директор санкт–петербургского Института международного права и бизнеса, который известен тем, что внедрил инновационную модель образования в таможенном деле на северо–западе России...


Как заметил декан факультета технологий управления и гуманитаризации БНТУ Геннадий Бровка, пригласивший коллег в Минск, истинная интеграция в экономике начинается через образование, через диалог тех, кто готовит сегодня будущих менеджеров, экономистов, таможенников и юристов. Французский исследователь Бродель ввел специальное понятие — «миры экономики». По сути, это те же цивилизации, диалог между которыми всегда эффективнее, чем война...


Впрочем, я не стала вдаваться в высокие сферы, а задала своим именитым собеседникам простые и ясные вопросы, которые волнуют каждого из нас.


Сможет ли Беларусь сегодня свободно торговать с ЕС?


Айварс Крастыньш, профессор Рижского технического университета:


— Вам не надо стесняться, а тем более спрашивать, как вы спрашиваете сейчас у меня, а может ли ваша страна свободно выйти на мировые рынки... Вам надо сказать: мы можем сделать это и делаем уже сейчас! Научитесь ценить себя, ведь у вас производятся сейчас гораздо лучшие товары, чем многие из тех, что наводнили весь мир. Посмотрите, сколько сейчас некачественного продукта: игрушки, которыми ребенок может отравиться, жевательная резинка, от аллергии на которую лицо становится фиолетовым, и т.д. и т.п. Белорусы же производят качественные вещи, начиная вот с этой натуральной льняной ткани, которой покрыт стол, заканчивая автобусом, на котором мы сейчас поедем.


На мой взгляд, кризис открывает новые возможности, если у государства есть три вещи: образование, развитое производство и репутация честного экономического партнера. Все это у вас есть. Не исключаю, что нынешний кризис приведет к очень жесткой защите рынков, но только в краткосрочной перспективе! Очень скоро государства будут искать разумный компромисс между свободой торговли и обеспечением своей национальной безопасности. Общая же тенденция в мире — стремление к еще большей свободе передвижения товаров. И Беларусь, на мой взгляд, прекрасно вписывается в эту тенденцию.


Рынок эгоистичен?


Вислав Чижович, профессор Варшавской школы экономики:


— Все рынки эгоистичны, ведь здесь присутствует интерес национальный, политический, идеологический и другие. Но бизнес переламывает все эти барьеры. Чтобы попасть со своей продукцией на любой рынок мира, надо, во–первых, его изучить. Узнать ниши, которые там существуют, и трезво оценить конкурентоспособность собственных национальных производителей. А я знаю, что у вас есть такие на самом деле прекрасные предприятия, которые занимаются, например, разработкой точных инструментов для измерения уровня радиоактивности... Все у вас есть. Надо только понять, как лучше продвинуть это на мировой рынок. И сделать это должны сами предприниматели, участвуя в ярмарках, выставках, презентациях.


Беларусь, так же как и Польша, должна выигрывать так называемую геополитическую, а точнее геотранспортную, ренту. Политики тут очень часто мешают, потому что не всегда смотрят с точки зрения стратегической и нужной для развития добрососедских отношений. Если посмотрим стратегически, например, на развитие международных транспортных коридоров, таких как Берлин — Пекин, то они идут через обе наши страны. Мы тут союзники и должны сообща отстаивать свои интересы. Не будем забывать, что существует еще конкуренция и между самими транспортными отраслями. Если один километр провозки контейнера по морскому пути стоит 20 центов, то по железной дороге как минимум 1 доллар 15 центов. Но! Из Пекина в Берлин товар доставляется за две недели по железной дороге, а морским транспортом — почти три месяца.


Наши страны могут здесь гораздо больше сделать и получить, если мы будем развивать погранпереходы, чтобы не терять времени. До 2004 года перевозчики в среднем простаивали на польско–белорусской границе 100 часов, а сейчас — только 2... Это благодаря тому, что существует сотрудничество не только между нашими таможнями, но и между погранвойсками, фитоветеринарными службами. К этому нужны еще и новые терминалы, и логистические центры, другая инфраструктура.


Так что самое время начинать строить.


Утерянное звено


Елена Богданова, директор Института международного права и бизнеса Санкт–Петербургского государственного университета:


— Я не считаю, что происходит закрытие нашего рынка. Дело в том, что между решением на уровне политического союза, между постановлениями на уровне администрации, то есть между политизированием и администрированием процесса сотрудничества находится звено, которое очень редко используется для того, чтобы белорусские товары приходили на наш рынок. Экономика — это прежде всего взаимодействие людей, работающих внутри ее. Это директора заводов, магазинов, ресторанов... Для того чтобы продвигать свои товары, пользуясь тем, что политическая лояльность определена, а административное соглашение заключено, все, что необходимо сделать участнику бизнес–процесса, — это приехать в Россию. И заключать сделки напрямую. Вот я могу сказать, что в рамках наших соглашений по образованию я приехала сюда, потому что я разговариваю с коллегами напрямую. И думаю о том, как напрямую реализовать те мероприятия, которые позволят поднять на более высокий уровень подготовку специалистов, например, пригласить белорусского ученого читать лекции у нас в университете. Но для этого ему надо обладать знаниями мирового уровня...


К сожалению, в нашей ментальности существует некая леность. Нам все время хочется, чтобы что–то произошло волшебное, что раздастся телефонный звонок и тебе скажут: «Вы знаете, мы хотим купить вашу продукцию»... Так не бывает.


И еще. Как можно закрыться, если у нас налажены интеграционные связи?.. Нельзя закрываться, когда мы говорим о глобализации, когда компания в России получает комплектующие из Беларуси и т.д. Да, будет более внимательный отбор партнеров, и это хорошо.


У меня нет никакой растерянности на фоне всех этих стенаний по поводу кризиса. Потому что я считаю, каждый получит по мере своих знаний и опыта. Ленивые потеряют. А те, кто любит работать, умеет работать, наоборот, приобретут.


Шансы Беларуси я оцениваю очень высоко, потому что порядок, дисциплина и уважение к профессионалам — это основа развития государства. И мы, и вы не случайно занялись интеллектуальной собственностью. Вот что нужно удерживать. Мозги. Свои разработки. Мы еще не осознали ценностей своих изобретений.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Читатель из Отрадного
Совершенно согласен с этими уважаемыми людьми. Не надо боятся за качество белорусских товаров. Наше не хуже китайского и малоазийского. Дороже по себестоимости, но не стоит опускать руки. Нужно разрабатывать новые методы производства, внедрять новые технологии.<br /><br />Я тут не давно решил одеться на работу по весеннему. Одел костюм, произведенный минской фабрикой, пальто от "Флага индустриализации", рубашку от "Элиз". На работе народ выпал в осадок. Все подумали, что я из Италии с недели моды эту красоту привез. Ан, нет, все в родном Минске купил. И если подсчитать по деньгам, то мое одеяние не так и дорого мне обошлось, а вещи то по качеству и стилю не хуже тех, что в «крученых» московских бутиках продают. <br /><br />Такая же ситуация и в других сферах. Нужно не боятся, и использовать агрессивный маркетинг. Западные рынки привыкли к хорошему. Но белорусское - это как раз хорошее. Просто наше нужно научиться продавать.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости