К чему привело игнорирование официальным Киевом Минских соглашений

Миру нужна защита

НАТО увеличивает военное присутствие у наших границ. Зачем это делается и что необходимо предпринять для решения конфликта в Донбассе? Об этом беседа с председателем Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Олегом Белоконевым.


— Одной из причин нынешнего обострения ситуации в Украине стали планы ­НАТО по продвижению на восток. А ведь Североатлантический альянс уверял, что этого не будет.

— Да, после распада Советского Союза звучали громкие обещания, что ­НАТО на восток расширяться не будет — необходимо только ликвидировать Варшавский договор. Но сегодня мы видим, как осуществляется милитаризация Восточной Европы, где развертываются дополнительные воинские контингенты.

Несмотря на заключенные в свое время договоры о сокращении, нераспространении ядерного вооружения, оно из некоторых стран никуда не исчезло. Более того, оно опять периодически становится предметом шантажа и даже угроз: геополитические амбиции отдельных наиболее активных и влиятельных игроков на мировом рынке только способствуют этому.

После Варшавского саммита, который прошел в 2016 году, ­НАТО решило увеличить передовое присутствие в Литве, Латвии, Эстонии и Польше. 

Когда Запад демонстрировал здравый смысл? Может быть, в Ливии, Ираке, Югославии, Афганистане…

Вспомните события в Украине: конец 2013-го — начало 2014-го, когда часть страны не приняла госпереворот. После этого были заключены Минские соглашения. Мы являлись инициаторами мирного решения конфликтной ситуации. И если бы Украина не выпустила националистического джинна из бутылки, все могло бы развиваться по другому сценарию. Ведь что такое Донецк, Луганск? Когда стали звучать угрозы и оскорбления в адрес русских — терпеть такого отношения россияне не стали. В России действует закон о защите русскоязычного населения за пределами страны. Простых мирных граждан, которых уничтожали реактивными системами залпового огня, бомбами, защитили. Не допустили кровопролития мирных людей, детей, стариков, которые в годы Великой Отечественной войны отстаивали независимость нашей родины. 

— США заинтересованы, чтобы этот конфликт был долгим?

— Восемь лет Украина не хотела выполнять Минские соглашения. Под руководством американцев там решалось, кто займет должности в правительстве, какой закон будет принят. Свою роль сыграло и телевидение, где только и повторяли, что Россия хочет развязать войну. Но Россия хочет мира, в отличие от Америки. Ведь Зеленского предупреждали: не нужно начинать бомбардировки, применять беспилотники, реактивные системы залпового огня, не нужно обстреливать Донецк и Луганск…

В этой ситуации главы Донецкой и Луганской областей обратились ко всему миру признать их в прежних, исторических границах. И это сделала не только Россия. Украина должна понять: есть международные права, обязательства и законы и их необходимо выполнять. 

После подписания Москвой соглашения об оказании помощи ситуация в Донбассе обострилась еще больше. Россия была вынуждена начать проведение специальной операции: выведение из строя высокоточными средствами поражения военной инфраструктуры, объектов ПВО, авиации во­оруженных сил Украины. Гражданскому населению ничего не угрожает. 

Владимир Путин отметил, что в планы России не входит оккупация Украины, однако Москва будет стремиться к ее демилитаризации. Кризис в Украине назревал давно. Посмотрите, какие там цены на электроэнергию. У людей не хватает средств, чтобы заплатить за «коммуналку», продукты питания. В этой ситуации Зеленскому необходимо договариваться не с США. Александр ­Лукашенко в обращении к украинскому народу и руководству этой страны еще раз предложил остановиться и не ждать счастья от заокеанских хозяев, жить в мире и согласии — в этом главная ценность. К сожалению, надо признать, что руководство Украины стало заложником собственной недальновидности.

Когда распался Варшавский договор, США признали себя глобальным лидером. Но геополитическая ситуация в мире изменилась: Россия, Китай — крупнейшие государства, с интересами которых нельзя не считаться. И с этими странами нужно договариваться. 

Ответ на вызовы и угрозы

— Как Беларусь и России собираются налаживать военно-техническое сотрудничество в новых реалиях? 

— Никто не хочет войны. Александр ­Лукашенко и Владимир Путин подробно обсуждают ситуацию вокруг гарантий безопасности, которых Россия сейчас требует от США и ­НАТО. Продлена проверка сил оперативного реагирования Союзного государева. Как отметил Александр ­Лукашенко, как бы кто ни рефлексировал по ту сторону границы на наши совместные с Россией маневры, это суверенное право Союзного государства — учиться защищать себя на своей земле в любое время и в любой точке. При этом, защищая безопасность своих народов в своих государствах, мы будем действовать адекватно вызовам и угрозам. 

hilkok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter