Миру – мэр!

Президентом Ирана стал тегеранский градоначальник Махмуд Ахмади Нежад
Президентом Ирана стал тегеранский градоначальник Махмуд Ахмади Нежад

Во втором туре президентских выборов он набрал 62 процента голосов, то есть почти в два раза больше, чем его соперник — бывший президент страны Акбар Хашеми Рафсанджани. На Западе, который пристально следил за кампанией, этот результат был воспринят как сюрприз, причем неприятный. Сюрприз, потому что там этого политика не считали даже темной лошадкой, а сразу записали в аутсайдеры президентской гонки. А о том, что он неприятный, можно судить по публикациям в западных СМИ, где его называют не иначе как ультраконсерватором, и это в такой консервативной стране, как Иран. Единственный положительный момент, который они отмечают, — это то, что он первый президент Ирана со времен исламской революции, который не является лицом духовным.

Чем же Ахмади Нежад привлек население? Сегодня все припоминают ему, как, будучи мэром, он сам подметал улицы. В ходе предвыборной кампании делал акцент на ценностях исламской революции, призывал ограничить роль иностранных нефтяных компаний, а также заявлял, что отношения с США не являются панацеей от иранских болезней. Неудивительно, что реакция Вашингтона на выбор иранцев была резко негативная. Так, министр обороны Дональд Рамсфелд назвал избранного президента «недругом демократии и свободы», а государственный департамент заявил, что Иран «находится в противофазе с тенденциями освобождения, которые столь очевидно проявляются в Ираке, Афганистане и Ливане». Хотя пример, нужно прямо сказать, выбран крайней неудачный, учитывая, что в Ираке в последнее время меньше 20 человек в день террористы не убивают.

Конечно, не следует преувеличивать значение внешнего фактора, однако не исключено, что именно жесткие американские претензии к Тегерану поспособствовали тому, что иранцы консолидировались вокруг Ахмади Нежада, готового дать отпор США, и не поддержали Рафсанджани, который, как считалось, был готов на компромисс с Вашингтоном. Так что Белому дому за итоговый результат иранских выборов следует винить в том числе и себя. Хотя не факт, что там так уж недовольны этим выбором, как заявляют с трибуны. «Если во главе Ирана будет стоять такой радикальный политик, как Махмуд Ахмади Нежад, США будет гораздо легче оправдать действия, имеющие своей целью сменить режим в Тегеране», — написал российский «Коммерсант». Победа иранских теократов неизбежно приведет к конфронтации с США, вторит ему испанская «Паис», хотя, по мнению мадридских журналистов, это устраивает «американских ястребов».

На главный же вопрос об иранской ядерной программе 49–летний политик заявил, что его страна не намерена прекращать переговоры с Евросоюзом, как, впрочем, не намерена прекращать и сами исследования.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter