В столовой Радзивиллов окна в частых металлических переплетах, голые оштукатуренные стены и кессонный потолок. Со временем потолок будет украшен розетками и позолочен, а пока квадратные углубления в нем, образованные грубо обструганными брусьями и досками, все на виду. Пожалуй, Радзивиллы не признали бы этот зал за свой. Нет печей, без которых трудно представить себе интерьер большинства помещений Мирского замка. А в углу столовой, где стоял в стародавние времена поставец для дорогой оловянной посуды, сложены мечи и сабли - совсем как настоящие, но едва ли годные для большого боя. Это копии, изготовленные в XXI веке умельцами из Глубокого. На стене - не пейзажи выдающихся мастеров Ренессанса, а планшеты с проектами реконструкции замка. 31 июля в Мирском замке проходила выездная коллегия Министерства культуры.
Гости Радзивиллов и домочадцы, как говорят, приходили в столовую залу со своими серебряными ложками, которые носили обычно на поясе. Члены коллегии и приглашенные, расположившиеся там, где стояли когда-то буквой "П" застланные цветными скатертями, заставленные сверкающей посудой столы, пришли на заседание со своими идеями, проблемами и вопросами. За 17 лет с 1985 года, когда началась реконструкция, потрачено в ценах 1991 года 29 миллионов рублей. Сделано много, но назад оглядываться некогда: расчетный срок окончания основных работ - 2005 год - так близок, что можно усомниться в его реальности при нынешнем уровне финансирования: 1999 год - около миллиона рублей (опять-таки в ценах 1991 года), 2002-й - около полумиллиона. Только на интерьер, на закупку предметов утвари, на мебель, картины, оружие, шпалеры, костюмы, на копии или подлинники исторических карт, на бочки и посуду в подвалах - все как при Радзивиллах, вплоть до копий орудий пыток в застенках, - на все требуется, по осторожным прикидкам, около 2,5 миллиона долларов. Восстановленный в 60-х годах королевский замок в Варшаве, рассказывали на коллегии, обставлен на четверть предметами искусства и исторической утварью, которые получены в дар от Эрмитажа. Сейчас другие времена и трудно рассчитывать на бескорыстную помощь Эрмитажа, хотя там находятся, например, богатейшие коллекции шпалер - около тысячи экземпляров. Мирскому замку хватило бы одной или двух. Мало надежды и на возвращение бесценных сокровищ Мира и Несвижа, рассеянных ныне по всем мировым музеям: Вавель, Метрополитен-музей, Лувр. Искать, однако, нужно, возможны нестандартные пути и подходы, и тут следовало бы активнее действовать Министерству иностранных дел.
Экспозиция музея будет отражать историю как самого замка, так и всей белорусской культуры. Здесь будут помещения для конференций и мероприятий высокого уровня, гостиница для особых гостей на 20 человек, 9 залов временной экспозиции, где планируется проводить художественные выставки. Предусмотрено строительство подземных хозяйственных сооружений, гаражей и складов, которые будут обслуживать кафе и магазины замка. Потребуется около 250 человек научного и технического персонала.
Все рассчитано на поток отечественных и зарубежных туристов. Замок должен работать - рассказывать, воспитывать, приносить прибыль. Понимая ограниченность бюджетных средств, участники выездной коллегии обсуждали возможности самофинансирования, привлечения денег со стороны. Открытки, плакаты, календари, платные автостоянки, гостиницы для туристов в поселке Мир, продажа предметов искусства и сувениров, индивидуальные экскурсии за особую плату - все это и многое другое будет возможно, когда "заработает" для начала хотя бы часть из задуманного. Сейчас быстро обустраиваются подъезды к замку и его окрестности: около семисот рабочих со всей республики приводят в порядок городской поселок Мир. Намечено восстановить центр местечка в том виде, в каком он существовал в конце XIX - начале XX столетия. Работы проводятся в основном за счет средств Гродненской области.
Мирский замок как исторический и культурный центр должен стать визитной карточкой Беларуси. Деловой разговор на выездной коллегии Министерства культуры убеждает, что так и будет. Скорее бы.
Мирский замок в мировом интерьере
В столовой Радзивиллов окна в частых металлических переплетах, голые оштукатуренные стены и кессонный потолок.