Мировой продовольственный рынок: торговать со всеми. И с умом…

Президент Беларуси Александр Лукашенко не раз повторял, что спрос на продукты питания будет только увеличиваться. Мы все можем произвести, говорил глава государства, нашлись бы только те, кто это купит. Но таких в последнее время, судя по всему, будет немало, а значит, было бы только чем торговать. Для нас этой проблемы никогда не существовало. Далеко за пределами республики известны наши молочные продукты, увеличивается спрос на зерно, картофель, овощи. К тому же наращиванию объемов экспортной выручки в немалой степени способствует и рост экспортных цен на основные виды продукции.

В прошлом году Беларусь экспортировала сельхозпродукции на 2 млрд. долларов. Поставлена задача выйти на 10 млрд. Когда и за счет чего?

Президент Беларуси Александр Лукашенко не раз повторял, что спрос на продукты питания будет только увеличиваться. Мы все можем произвести, говорил глава государства, нашлись бы только те, кто это купит. Но таких в последнее время, судя по всему, будет немало, а значит, было бы только чем торговать. Для нас этой проблемы никогда не существовало. Далеко за пределами республики известны наши молочные продукты, увеличивается спрос на зерно, картофель, овощи. К тому же наращиванию объемов экспортной выручки в немалой степени способствует и рост экспортных цен на основные виды продукции.

ТОЛЬКО за январь—июнь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они увеличились на 6 процентов на свинину, еще больше — на говядину, в 2,2 раза — на сухое обезжиренное и в два — на сухое цельное молоко, на 68 процентов — масло животное и 37 — сыры и творог. Подорожали казеин, яйца и другая продукция. Правда, в товарной структуре экспорта по-прежнему преобладали молокопродукты, на долю которых за полугодие пришлось почти 60 процентов.

В прошлом году за пределы страны Беларусь экспортировала сельхозпродукции на два миллиарда долларов. На перспективу поставлена задача сначала в два раза превзойти этот рубеж, а потом довести объем реализации до десятимиллиардного показателя в долларовом эквиваленте. Сделать это будет непросто. Но когда-то и двухмиллиардный уровень тоже казался недосягаемым. Значит, наращивание производственных мощностей вполне оправдано. Растет спрос на наши картофель, морковь, свеклу, лук.

Только в последнее время в Минсельхозпроде Беларуси прошли переговоры с делегацией Департамента продовольственных ресурсов Москвы, на которых обсуждались поставки в Белокаменную этой продукции. По предварительным данным, в российскую столицу наша республика готова поставить около 40 тысяч тонн второго белорусского хлеба. Беларусь также заключила ряд крупных договоров на реализацию овощей и в другие регионы. Так, в Татарстан планируется поставить около ста тысяч тонн нашего второго хлеба. Во время недавнего визита в Беларусь руководитель этой российской республики особо подчеркнул, что Татарстан заинтересован в закупке и белорусского зерна. «Ситуация с аномальной жарой отрицательно сказалась на сельском хозяйстве Татарстана, особенно на тех регионах, где развито растениеводство. В связи с этим рассматривается возможность закупки в Беларуси от 100 тысяч до 500 тысяч тонн зерна в разной форме — как фураж, комбикорма.

РЕЗУЛЬТАТЫ работы предприятий Минсельхозпрода за полугодие вселяют оптимизм и надежду на увеличение экспортных поставок. За пределы республики они поставили товаров более чем на 1005 миллионов долларов США, что составляет почти 135 процентов к аналогичному периоду прошлого года при доведенном прогнозном показателе 125 процентов. На 9,9 процента увеличились отгрузки в натуральном выражении говядины, более чем на 20 процентов — свинины, в 1,9 раза — мяса птицы, возросли поставки колбасных изделий, мясных консервов, льноволокна. Значительно прибавил в стоимостном выражении экспорт молокопродуктов — 46,2 процента без учета казеина. Только в Россию реализовано продукции на 919,6 миллиона долларов США, или 144,4 процента к аналогичному периоду прошлого года. Удельный вес нашего восточного соседа в общем объеме экспорта составил 91,5 процента. Так что для АПК он по-прежнему является основным внешнеторговым партнером.

Организации Минсельхозпрода свою продукцию поставляли в 65 регионов России и более чем в 40 стран мира. В Москве, пожалуй, можно встретить многие виды наших колбасных изделий, и чуть ли не все — молокопродуктов. На ее долю в общем объеме экспортных поставок в Российскую Федерацию приходится почти 27 процентов. За ней следуют Московская область, Санкт-Петербург, Смоленская, Брянская, Нижегородская, Воронежская, Ленинградская, Калужская и Калининградская области.

Расширяется география поставок и в страны дальнего зарубежья. Правда, завоевать там рынок не просто, как потом и удержаться. Продукцию Глубокского молочноконсервного комбината, например, уже знают в Ливии, «Сморгонских молочных продуктов» и Слуцкого сыродельного комбината — в Алжире. На 1,8 процента выросли стоимостные показатели экспорта в страны Америки. За полугодие поставки продукции в Мексику, например, составили 1,1 миллиона долларов США, в США — 0,57 миллиона.

В целом же экспорт продукции в страны дальнего зарубежья составил за полугодие 47,8 млн. долларов США и уменьшился на 2,3 процента, в страны ЕС реализовано товаров на 43,9 миллиона долларов — 102,9 процента к аналогичному периоду прошлого года. В дальнем зарубежье пользуется спросом белорусский казеин, а также семена рапса, масло рапсовое, шкуры крупного рогатого скота.

ПРОГРАММА по возрождению и развитию села в нашей стране была принята своевременно и оказалась верной. Это будет тот фундамент, на котором государство намерено наращивать привлечение инвестиций, увеличивать сельскохозяйственное производство, а значит, и свой экспортный потенциал. В нынешних условиях от реализации сельхозпродукции нужно получить максимальный доход. Об этом, кстати, говорил и глава белорусского государства во время посещения Смолевичского района.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter