Выйти на 7 миллиардов долларов экспорта продукции АПК вполне реально. За счет чего?

Мировой прилавок просит больше

Александр Лукашенко, принимая с докладом заместителя Премьер-министра Александра Субботина и министра сельского хозяйства и продовольствия Ивана Крупко, заявил: «Стратегия одна — нам надо побыстрее выходить на экспорт продукции в 7 миллиардов долларов. В связи с тем что в мире кризис продовольствия налицо и этот кризис только усугубляется, спрос на продовольствие будет только расти. Естественно, цены будут расти на продовольствие. Поэтому это наша стратегия — чтобы ни в коем случае не сбавить обороты».

Какие главные позиции экспорта белорусского продовольствия, по каким направлениям можно двигаться быстрее и что предпринять для дальнейшего увеличения производства сырья переработчикам? Ответы на эти вопросы обозреватель «СГ» искал вместе с экспертами.

Мастер цельномолочного цеха ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат» Оксана Супей. 

Прежде чем говорить об экспорте, надо в полной мере обеспечить внутренний продовольственный рынок. И здесь проблем давно нет. Достаточно сказать, что уровень самообеспечения мясом — 135 процентов, молоком — 256, яйцом — 126. Как видим, больше всего излишков молока. Не случайно на долю молочных продуктов приходится 41 процент от всего экспорта продовольственных товаров и сельхозсырья. 

Кстати, он рос всю предыдущую пятилетку: в 2016 году — 4,231 миллиарда долларов; 2017-м — 4,971; 2018-м — 5,280; 2019-м — 5,536; 2020-м — 5,771. За девять месяцев 2021-го — 4,7 миллиарда долларов, или 112,6 процента к соответствующему прошлогоднему периоду. Прирост валютной выручки — 529 миллионов долларов. 

В лидерах, как обычно, молочная продукция: продано 3 миллиона 730 тысяч тонн в пересчете на молоко. Выручка — 1 миллиард 948 миллионов долларов. Добавка к девяти месяцам прошлого года соответственно 115 тысяч тонн и 137 миллионов долларов. По говядине нарастили экспорт более чем на 10 тысяч тонн — плюс 63 миллиона. По яйцу увеличили доход на 9 миллионов, рапсовому маслу — 139 миллионов, рыбе и рыбной продукции — 54 миллиона. Следует отметить хорошую конъюнктуру цен на международном рынке. Например, мяса и мясопродуктов в целом продано всего на 1,5 тысячи тонн больше, а выручка выросла на 85 миллионов долларов.

Россия традиционно больше всех покупает у нас продовольствия: в этом году на 3,4 миллиарда долларов из 4,7 миллиарда общего экспорта. На второе место вышел Китай, обогнав Казахстан. У них соответственно 247,5 миллиона (плюс 65 миллионов) и 220 миллионов (плюс 14,5 миллиона).

Кстати, о Китае. Прогресс реализации продукции в эту страну по некоторым позициям вызывает восторг. Например, продажи говядины в деньгах в 2021-м увеличились в 3,8 раза, а сухого цельного молока — в 25,9. Сухой молочной сыворотки куплено у нас почти 46 тысяч тонн (для сравнения: Россией — 16 тысяч).

Инфографика Елены Черной, «СГ»

Что может стать драйверами роста экспорта, чтобы выполнить задачу, поставленную Главой государства? Как рассказали в Минсельхозпроде, это прежде всего наша традиционная мясная и молочная продукция. При этом надо значительное внимание уделить товарам с высоким уровнем переработки. Например, больше производить готовых колбасных изделий и мясных консервов. Увеличение спроса ощущается уже сейчас. За девять месяцев их поставлено за рубеж 47 тысяч тонн (плюс 7,7 тысячи к соответствующему периоду прошлого года) почти на 141 миллион долларов (плюс 23 миллиона). Планируется увеличить продажи на международный рынок продукции растениеводства, рапсового масла и рыбных товаров. 

И с диверсификацией экспорта получается: поставки налажены более чем в 100 стран мира. По безопасности и качеству продукции тоже все достаточно хорошо: внедрена система контроля производственных процессов от поля до прилавка. Претензий по этому вопросу к нам не поступает, однако работать еще есть над чем. 

— Предприятиям следует позаботиться об увеличении срока хранения мясо-молочной продукции для поставок в страны дальнего зарубежья, — считает заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Алексей Богданов. — Нам необходимо производить и продвигать йогурты, сыры, творожные изделия и другую продукцию со сроком хранения до года. Следует внедрять новые стандарты по увеличению срока годности охлажденного мяса. Уже сегодня некоторые предприятия имеют 30-дневный срок хранения охлажденной говядины, однако его необходимо сделать до 45—60 дней и в вакуумной упаковке поставлять продукцию на рынки дальнего зарубежья, в том числе в КНР. 

Однако для наращивания экспорта прежде всего требуется увеличение производства сырья. В 2020 году получили 7,8 миллиона тонн молока, в 2021-м ожидается прибавка в 100 тысяч тонн. По итогам пятилетки планируется выйти на производство 9,2 миллиона тонн молока в год. Достичь этого можно, в том числе обновив материальную базу. За счет строительства, реконструкции и технического переоснащения в стране создано 1,6 тысячи молочно-товарных ферм с современными технологиями получения молока в доильном зале и на роботизированных доильных установках. В новых условиях производится его около 70 процентов, продуктивность дойного стада почти на 500 килограммов выше, чем в среднем по стране. Работа в данном направлении продолжается.

С учетом того что внутренний рынок обеспечен полностью, весь дополнительный объем производства направят на экспорт. Надо только, чтобы сельчане его обеспечили, а переработчики умело и с большой выгодой продали на международном рынке.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter