Мировой локомотив

Мировая стабильность без спокойствия в Азии невозможна — это факт. Поезд мировой экономики тянет азиатский локомотив — с этим тоже не поспоришь. Да и просто люди...
Последние годы мне все больше кажется, что центр мира находится в Азии. Ощущение, конечно, немного субъективное: я здесь живу и мне приятно думать, что обитаю в центре вселенной. Но есть в этом и заметная доля объективности. Мировая стабильность без спокойствия в Азии невозможна — это факт. Поезд мировой экономики тянет азиатский локомотив — с этим тоже не поспоришь. Да и просто люди... Два самых населенных государства — Китай и Индия — находятся именно здесь, в них живет треть мирового населения. В общем, если здесь чихают, за лекарством спешит весь мир.

Чихает Азия с завидным упорством. Напоминание об этом — недавнее убийство лидера оппозиции в Пакистане Беназир Бхутто. Пакистан — уже вполне «горячая точка» на карте континента, испещренного пожарами. Президент Мушарраф удерживается у власти только благодаря способности балансировать между боевиками окопавшейся на пакистано–афганской границе «Аль–Каиды» и «друзьями» в Вашингтоне. Казалось бы, что нам за дело до всегда неспокойного Пакистана? Да очень просто: в глобальном мире, который все больше смахивает на деревню, где до любого места рукой подать, старая позиция, спасавшая нас столетиями, — «моя хата с краю» — уже не работает. У Пакистана есть ядерное оружие, и потому нам с вами небезразлично, кто там у власти и кто владеет «красной кнопкой».

В Афганистане правительство Карзая сидит в Кабуле и не кажет носа за его пределы — потому что там оно, это правительство, фактически ничего не контролирует. Есть еще военные базы, где сидят американцы с натовцами, но они не столько с террористами борются, сколько себя защищают. Специалисты именно такой ход развития событий предсказывали в самом начале «антитеррористической операции». Главное ее достижение: поставки афганского героина по всему миру значительно увеличились. Значит, это кому–то нужно?

«Спокойная» страна Мьянма, чью «стабильность» вот уже несколько десятилетий обеспечивает властвующая военная хунта, вдруг перестала быть таковой. Сначала на улицы вышли монахи (не стоит переоценивать буддистский «уход от мира»), потом к ним присоединились «широкие народные массы». Настолько широкие, что даже водометы и жертвы не смогли заставить народ, так долго безмолвствовавший, снова замолчать. Военным даже пришлось пойти на переговоры с лидером оппозиции Аун Сан Су Чжи, которая уже много лет содержится под домашним арестом. Вмешались и спецпредставители ООН, разработана очередная «дорожная карта» (полюбили современные политики этот термин!). Хочется верить, что карта для Мьянмы окажется более действенной, чем для Палестины или Ирака. Время покажет.

На фоне всех этих событий северо–восточная Азия выглядит просто островком согласия, несмотря на то, что именно здесь находится КНДР. Можно по–разному относиться к Ким Чен Иру, но одно очевидно: он умеет добиваться того, чего хочет. Доподлинно не известно, есть у Северной Кореи бомба или нет (скорее всего, нет), но страна настолько закрыта и так хорошо контролируема, что даже американцы признают: лучше дать «великому вождю» то, что он хочет (деньги, мазут и рис), и поверить его обещаниям прекратить обогащение урана. В июне замороженные в Макао банковские счета Северной Кореи были разморожены, начались поставки мазута, а на ядерный объект в Йонбене приехали контролеры из МАГАТЭ.

Несмотря на все «горячие точки», экономика Азии в 2007 году росла бурными темпами: 8,3%. Основные локомотивы — все те же Китай и Индия, которые, кстати, не воюют (если не считать тлеющего пакистано–индийского конфликта в Кашмире). Экономический рост в Китае за первые три квартала 2007 г. составил 11,5%, в Индии — 9,1%. Но стремительный экономический рост наблюдается не только в этих гигантах. За тот же период экономика Филиппин выросла на 7,1%, Индонезии — на 6%. А это уже серьезно.

Азия не любит, когда ее называют третьим миром, не любит, когда с ее интересами не считаются. Она становится все сильнее и требует уважительного к себе отношения. Однополярного мира уже не будет — Азия не позволит.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter