Столкнувшись с глобальной пандемией, белорусская экономика продемонстрировала весьма неплохой иммунитет

Мировая рецессия — не приговор

Несмотря на непростой год, экономика Беларуси сработала сравнительно эффективно: индекс промышленного производства за январь — ноябрь составил 97,2 % к уровню прошлого года. Снижение объемов производства вызвано падением покупательского спроса и закрытием границ некоторых государств. С какими результатами провожает уходящий год наша промышленность и экономика в целом, что можно прогнозировать на ближайшее время? Об этом и многом другом — в интервью с директором ГНУ «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь» Юлией Медведевой
Вирус вирусом, а сборка Geely — по расписанию.

— Юлия Александровна, как наша экономика проявила себя в уходящем году в условиях пандемии?


 — Журнал Time назвал 2020 год «худшим за все времена». Думаю, что и белорусам будет сложно поспорить с этим определением: коронакризис больно ударил по всем странам, интеграционным объединениям и вообще по всей глобальной экономике. Просело производство товаров, нарушились глобальные производственные цепочки, упали объемы грузовых и пассажирских перевозок. По понятным причинам «захворала» и значительная часть сферы услуг. Мы в полной мере ощутили падение мирового спроса, но коллапса, к счастью, удалось избежать. Производства не остановились, экспортные контракты выполнялись, люди получали зарплату и соответственно было с чем пойти в магазин. Понятно, что под воздействием всего комплекса факторов снижение хозяйственной активности все же произошло, но не во всех сферах и далеко не так, как могло бы быть. Хорошие результаты показало сельское хозяйство, заметно нарастив объемы производства по сравнению с прошлым годом. Нормально сработала строительная отрасль. Стабильна ситуация и в промышленности. Больше всех пострадали услуги, а среди них — транспорт, что вполне объяснимо.

— О каких результатах можно говорить при таких условиях?

— По итогам года мы ожидаем, что годовой ВВП лишь на 0,8 % не дотянет до прошлогоднего уровня. Следует признать, что с учетом внешних и внутренних условий это один из лучших результатов в мире (особенно на фоне наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу и соседней Украины). Да, бюджет стал дефицитным, а потребительские цены по итогам года выросли примерно на 6,5 % (что превышает прогнозные 5 %). У бизнеса настроения тоже не самые лучшие, но это вполне понятно в сложившихся условиях. Однако даже с учетом роста цен реальная зарплата за год увеличилась почти на 8 %. В течение года два раза повышались пенсии, а безработица находится на минимальном уровне. В целом можно со значительной степенью уверенности говорить, что, столкнувшись с глобальной пандемией, белорусская экономика продемонстрировала весьма неплохой иммунитет.

— Какие тенденции будут определять развитие мировой экономики в ближайшее время?

— Самый очевидный ранее тренд — глобализация — оказался совсем неочевидным. Спасайся кто может и как может: мы являлись очевидцами того, как быстро самые разные государства забывали про свои обещания и намерения, закрывали свои границы, а национальные интересы оказывались выше всех остальных. Никто не говорит, что не нужно пробиваться на зарубежные рынки и занимать новые ниши во внешней торговле. Но надо быть реалистами: от шока мировая экономика и торговля отойдут не скоро. В этих условиях акценты будут перенесены на развитие собственных внутренних рынков.

Мы наблюдаем, как из года в год растут и демографические проблемы, в развитых странах рождается все меньше детей. Это обостряет конкурентную борьбу за молодое и образованное население. И здесь нашей стране важно не превратиться в «донора» человеческих ресурсов. Побеждать в этой борьбе смогут только «человекоцентричные» экономики.

Еще одна тенденция, которая по-прежнему будет определять контуры глобальных изменений, — цифровизация. Подобные технологии все глубже проникают и будут проникать во все сферы нашей жизни.

— Какие драйверы надо задействовать для обеспечения роста?

— Инновации и высокие технологии. Это не только космос, роботы и Парк высоких технологий. Не надо забывать и о новшествах в сфере управления. Считаю, что здесь заложен колоссальный резерв для нашего развития. Не менее важно реализовать имеющийся интеллектуальный потенциал белорусских специалистов.

Еще один драйвер роста — экспорт, который, по сути, обеспечивает нашу страну валютой и фактически является основой устойчивости и безопасности государства. Здесь важно усилить работу не только над географической диверсификацией экспорта, но и над его структурой.

Больше внимания будет уделяться развитию нашего внутреннего рынка — спрос есть, и он будет расти. Очень важно удовлетворять его отечественными товарами и услугами. Например, не первый год делается акцент на развитии частного домостроения. Тогда почему бы не помочь индивидуальным застройщикам в приобретении отечественных стройматериалов? Ведь в выигрыше останутся и семьи, строящие дома, и производители.

Отдельная тема — регионы. Важно осуществить дифференцированный подход, направленный на реализацию потенциала каждой конкретной территории. Наша задача здесь — дать людям возможность проявить инициативу. А ее предостаточно — это показывают результаты работы наших диалоговых площадок.

— Сегодня много говорится о переходе на рельсы высоких технологий. А каким видится будущее белорусских крупных производств?

— Распространено мнение, что развитые страны практически полностью вывели свои производства в Китай или иные страны Азии. Но действительность такова, что перемещение за границу относится преимущественно к экологически вредным, низкотехнологичным и не требующим квалифицированного труда производствам.

Страны-лидеры сохраняют и развивают на своей территории производства наукоемких деталей и узлов, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исследования рынков и разработку новых продуктов, управление логистическими и финансовыми процессами. Технологические и бизнес-процессы, которые дают наибольшую добавленную стоимость, передавать в чужие руки никто не спешит, что и обеспечивает высокий уровень дохода граждан этих стран. Нам надо брать с них пример. Важно не опоздать с проведением цифровой трансформации всех сфер экономики. Это касается внедрения высокоточного и быстро переналаживаемого оборудования, автоматизированных линий, промышленных роботов. То есть тех нововведений, которые кардинально улучшают качество продукции и повышают производительность труда работников. Надо стремиться, чтобы наши предприятия работали на среднем и премиальном сегментах мирового рынка.

— Как выстраивать стратегию занятости населения в условиях роботизированных комплексов?

— Да, роботизацию часто связывают с ростом безработицы. Действительно, один робот сокращает примерно три рабочих места в экономике, но только 5 % современных профессий могут быть полностью автоматизированы с использованием существующих технологий. Поэтому тут не все так однозначно. Например, в Великобритании внедрение современных технологий привело к ликвидации 800 тысяч низкоквалифицированных рабочих мест, при этом было создано 3,5 миллиона высококвалифицированных. А во Франции за 15 лет интернет лишил работы 500 тысяч человек, но при этом создал 1,2 миллиона новых вакансий. Практика показывает, что автоматизация экономики приводит к замене человеческого труда в сферах, не требующих высокой квалификации работников. При этом уровень автоматизации зависит от профессий. Так, для операторов машин и сборщиков оборудования он может превысить и 60 %, а для специалистов и руководителей — 10 %. А вот в здравоохранении, образовании и социальном обслуживании труд человека заменить машиной непросто.

Роботизация не представляет угрозу потери рабочих мест, просто необходимо грамотно работать на упреждение и прежде всего в части подготовки и переподготовки кадров. Например, в 2018 году среднемировой уровень безработицы составлял 4,9 %, а в таких развитых странах, как Германия и Южная Корея, — 3,4 % и 3,8 % соответственно.

— На что необходимо обратить первостепенное внимание в ближайшие пять лет?

— На мой взгляд, в следующем пятилетии все действия государства и имеющиеся ресурсы должны быть направлены на обеспечение социальной стабильности в обществе и рост благосостояния граждан. А в основу государственной политики необходимо положить восстановление экономики и ее последующий устойчивый рост. Новая пятилетка должна пройти под знаком наведения порядка в госсекторе, причем как в коммерческой, так и в некоммерческой его части. Там есть незадействованные источники экономического роста. Также в центре внимания следует держать повышение производительности труда и раскрытие потенциала каждого человека. Это позволит создать мощный позитивный импульс развития. Тогда вырастут и зарплата, и удовлетворенность, и мотивация к дальнейшей эффективной работе.
Хочу поздравить читателей и творческий коллектив «Народной газеты» с наступающими праздниками. Пусть весь негатив останется в уходящем году, а ­2021-й сопровождает вас добрыми новостями!
shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter