Травматологи-ортопеды предложили новое направление в медицине

Мировая команда

Ежегодно Национальная академия наук не только называет «Ученого года» и определяет топ-10 лучших разработок, но и присуждает 5 весомых премий за наиболее впечатляющие исследования. Не просто перспективные — открывшие совершенно другие горизонты. Работа лауреатов в области медицины именно такая. По сути, директор РНПЦ травматологии и ортопедии, доктор медицинских наук, профессор Михаил Герасименко и два его ученика — Станислав Третьяк и Евгений Жук — предложили целое новое направление на стыке 10 дисциплин, от педиатрии до ревматологии. Подкрепив свои выводы 5 монографиями, 30 журнальными статьями, 43 тезисами научных докладов и материалами конференций, 6 национальными патентами —  и это только за последние 5 лет. Неудивительно, что на Всемирном конгрессе травматологов-ортопедов в Барселоне из 40 тысяч поданных работ белорусская вошла в первую десятку по проблеме патологии коленного сустава. По ряду параметров, подчеркивает Михаил Герасименко, у нас здесь мировой приоритет.



34-летний Станислав Третьяк — кандидат наук, заведующий детским травматолого-ортопедическим отделением 6-й минской клинической больницы, главный внештатный детский травматолог-ортопед города. 31-летний Евгений Жук — доцент кафедры травматологии и ортопедии БГМУ. И оба новыми подходами к лечению заболеваний коленного сустава занимались под руководством Михаила Александровича еще со времен студенчества. Причем лечили и детей, и подростков. Ведь это только нам, обывателям, кажется, что колени начинают подводить исключительно с возрастом.

— Коленный сустав первым дает сигнал, что человек испытывает перегрузки. Особенно на фоне занятий спортом, активных подвижных игр, — объясняет Евгений Валентинович. — С ним у детей связано около четверти всех травм. По ортопедическим проблемам коленный сустав в последние годы вообще выходит на первое место. Плюс ревматические поражения, пик которых приходится на подростковый возраст. А самому маленькому прооперированному нами пациенту с ревматоидным артритом было всего 2 года 9 месяцев. Казуистика, конечно, но случается и такое...



Это проблема одновременно и медицинская, и социальная. За последние 5 лет число детей с выявленными ревматическими заболеваниями увеличилось в стране на 24%. При неправильном лечении у них в 5 раз выше риск развития артроза коленного сустава с характерными для него болями и угрозой деформации. И раньше порой сама постановка верного диагноза затягивалась на месяцы, а то и на год. С жалобой «болит колено!» родители водили детей по большому кругу в поисках ответа у различных специалистов: педиатр, детский хирург, физиотерапевт... Разнообразные процедуры, домашние примочки... Лечение могло опережать диагноз, а медики зачастую ограничивались выжидательной тактикой, когда неизбежно теряется время. А нужно иначе: сначала — диагноз, и только потом — лечение, это тот самый случай, когда все надо делать максимально оперативно, четко и с дифференцированным подходом, уверен Михаил Герасименко:

— Причем это касается не только диагностики, но и лечения, и последующей реабилитации. Такого алгоритма, буквально от и до, на пространстве СНГ до нас еще никто не предлагал, а выпущенная нами монография стала первой за 10 лет на постсоветском пространстве по комплексному решению проблем коленного сустава у пациентов с рождения и до 45 лет. Речь в том числе о подборе консервативного лечения. Потому что лучшая операция — это невыполненная, особенно у детей, у которых показания к хирургическому вмешательству должны трижды проверяться. Ребенок растет, его анатомия меняется, и врачам нужно прогнозировать результат и через 5, 10, даже 20 лет. Мы не концентрировались на изобретении универсального средства для лечения конкретного заболевания, а охватили всю патологию коленного сустава комплексно и подошли к ней аналитически и мультидисциплинарно, с привлечением нескольких клиник — РНПЦ травматологии и ортопедии, минских 6-й больницы, 4-й и 2-й детских (в том числе центра детской кардиоревматологии), амбулаторных учреждений... За счет сотрудничества врачей разных специальностей и создана в стране принципиально новая область медицины — ревмоортопедия. Она стоит на принципах ранней профилактики, которая гарантирует максимальный процент излечения в минимальные сроки.



Разработанные оригинальные методики уже внедрены в клиниках. У каждой — свой фронт. Скажем, до 20% обратившихся по поводу больного колена нуждаются именно в операции.

Им помогают в 6-й больнице и в РНПЦ травматологии и ортопедии. Хирургические нюансы, по словам Станислава Третьяка, тоже надо тщательно взвешивать:

— Большая операция, с разрезом, длительными сроками восстановления, или малоинвазивная, которая позволяет буквально на следующий день начинать реабилитацию? Мы делаем акцент на малотравматичность. Более того, внедрена малоинвазивная хирургическая диагностика. Когда исчерпаны все другие методы (УЗИ, КТ, МРТ), а причина жалоб не ясна, выполняем артроскопию, прицельную биопсию патологически измененных структур, ряд дополнительных узкопрофильных исследований — и окончательно расставляем точки над «i».



Сегодня наши врачи знают об этой сложной, часто смешанной, запутанной патологии гораздо больше, чем прежде: и как она видоизменяется по возрастам, и что больше подойдет конкретно ребенку, подростку, пациенту до 45 лет. Что же касается экономического эффекта, то цифры не требуют комментариев. Только внедрение предложенных молодой научной командой Михаила Герасименко хирургических методов позволит экономить стране до 2 млн долларов. Профилактический же потенциал разработок эквивалентен 1,5 тысячи долларов на каждый случай. А их же тысячи, тех, от кого медики отвели и еще отведут угрозу инвалидности.

gabasova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter