Мирная цена боевого ордена

Почему награды становятся товаром?
Почему награды становятся товаром?

Боль и растерянность испытала дочь ветерана войны, бывшего журналиста «СБ» Африкана Литвина, обнаружив, что с отцовского парадного кителя исчезли многие награды: «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», к трехсотлетию Российского флота... Африкан Литвин стал жертвой мошенника, представившегося журналистом. Аферист, укравший ордена и медали, уже осужден, однако сами награды, несмотря на усилия минской милиции, исчезли в руках перекупщиков... Об этой истории «СБ» писала в конце прошлого года, однако отклики на статью приходят в редакцию до сих пор.

Эта история, к сожалению, не единична. Торговля наградами расцвела во многих странах после развала СССР. Почему это случилось? Как борются с этим преступлением в соседних с Беларусью странах?

Когда распался Советский Союз, «блошиные рынки» оказались переполненными советскими наградами. В основном их продавали, пытаясь в условиях галопирующей инфляции выручить деньги на кусок хлеба. В результате рынок обвалился. Массово вручаемые юбилейные медали, посвященные очередному десятилетию Советской Армии, а также медали за выслугу можно было купить за одну–две тысячи. Не намного больше (10 — 15 тысяч) стоили медали времен Отечественной войны за оборону наших городов и взятие или освобождение столиц европейских стран. Исключение — медаль «За освобождение Белграда». Их почти не осталось после того, как Сталин поссорился с руководителем Югославии Иосипом Броз Тито и приказал всем награжденным сдать медали за освобождение югославской столицы. В обмен им выдавали намного более ценную медаль «За отвагу». Поэтому уже 15 лет назад «Белград» стоил у фалеристов около 50 долларов. Сейчас — в десять раз больше.

Недорого уходили и ордена Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», которых было вручено несколько миллионов. За такую награду просили 21 — 30 тысяч рублей, отдавали за 15 — 17 тысяч. А ордена Отечественной войны II степени, «черненковки», названные так в честь престарелого генсека ЦК КПСС Константина Черненко, который в 1984 году решил к грядущему 40–летию Победы удостоить этого ордена всех (!) ветеранов войны, вообще продавали в начале 90–х за 13 — 16 тысяч рублей. А вот боевые медали, например «За отвагу», «За боевые заслуги», стоят намного дороже — от 20 до 100 долларов.

В Беларуси за торговлю наградами можно угодить за решетку, но правоохранители, представители ветеранских организаций неоднократно поднимали вопрос: действующие нормы Уголовного кодекса недостаточно жестки. Максимальное наказание по соответствующей статье – 2 года лишения свободы. Сотрудниками МВД подготовлены поправки в УК, по которым время пребывания преступника в колонии может увеличиться в 6 раз. В России торговлю наградами, в том числе и советскими, тоже пресекли — в Уголовный кодекс внесли соответствующую статью. Тем более что многими орденами и медалями, существовавшими в СССР, например медалью «За отвагу», награждают в России и поныне, лишь откорректировав их внешний вид.

А вот в Украине торговать наградами можно, причем безнаказанно. По крайней мере, орденами и медалями иностранных государств и бывшего СССР. И торгуют! Что–то ценное и по нормальной цене можно приобрести только на так называемых слетах коллекционеров, наиболее крупный из которых проходит в Киеве в последнюю субботу каждого месяца. А юбилейные знаки предлагают на любой барахолке. Что касается украинских орденов и медалей, то ими торговать запрещено. Однако тем, кто продает свои награды, грозит в случае задержания общественное порицание, а у торговца чужими регалиями их теоретически могут конфисковать работники милиции — и штраф за это не предусмотрен. Но на практике даже милицейские ведомственные медали продаются в открытую.

На «слетах» можно купить очень многое, были бы деньги. В основном там торгуют советскими наградами. Но цены за полтора десятилетия выросли существенно, примерно на порядок по сравнению с девяностыми годами. Например, за распространенные во времена СССР награды — ордена Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Красной Звезды, Славы, Трудовой Славы, Отечественной войны (врученные в годы Великой Отечественной войны, что можно определить по номеру на оборотной стороне ордена) — просят 30 — 100 долларов. Чем меньше номер награды, тем она дороже. Если к ней прилагается орденская книжка, в которой указана фамилия награжденного, цена ордена может достигать 500 долларов и выше. Но и это — не рекорд. Например, за орден Отечественной войны I степени с номером меньше 1.000 просят до 1.500 долларов. Дорого ценятся и настоящие ордена Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени — от 500 до 2 — 3 тысяч долларов, в зависимости от номера (чем он меньше, тем награда дороже) и наличия документов на награду. Особняком стоят редкие ордена, так называемые полководческие: Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова. Этими наградами удостоены около 22 тысяч человек. Автору этих строк как–то предлагали орден Богдана Хмельницкого III степени с документами — советский, которым было всего 5.738 награждений — за 3 тысячи долларов. Похоже, настоящий... Что касается других перечисленных выше полководческих орденов — там счет идет на десятки тысяч долларов за штуку, и продаются они не на рынках, а только по спецзаказу через своих людей, потому что вероятность купить подделку очень велика.

Что касается украинских орденов, а особенно медалей, то стоят они до обидного дешево — от 5 до 50 тысяч рублей. Так, за юбилейные медали «Защитнику Отечества», «60 лет освобождения Украины», «60 лет Победы» просят 500 — 7.000 рублей, орден «За мужество» III степени оценили в 20 — 30 тысяч рублей, Богдана Хмельницкого III степени — 35 — 40, II степени — 50 — 60 тысяч рублей. Причем еще несколько лет назад ордена эти стоили примерно вдвое дороже, а медали — вдвое дешевле. Ситуация объясняется просто: примерно десять лет назад бывший президент Украины Леонид Кучма решил вручить по новоучрежденному украинскому ордену каждому ветерану войны, коих насчитывалось около полумиллиона. Офицерам давали «Богдана», солдатам и сержантам — «Мужество». Удостоенным награды полагалась надбавка к пенсии. К сожалению, оформив надбавку, многие старики, а позже их наследники начали от них избавляться, продавая по дешевке перекупщикам. Та же судьба постигла и юбилейные медали: за них вообще ничего не полагалось... Поэтому многие даже не приходили получать эти награды, и они десятками тысяч оказались на базаре, причем вместе с пахнущими типографской краской незаполненными бланками удостоверений.

Что касается других украинских орденов и медалей, которые были учреждены с 1996–го по 2003 год, — ордена «Ярослава Мудрого», «За заслуги», «Княгини Ольги», «Данилы Галицкого», медали «За воинскую службу», «За безупречную службу», «За труд и доблесть», не говоря уже о Золотых Звездах Героя Украины, — то, учитывая общее малое количество награжденных — около 40 тысяч, никто из них свои награды не продает.

Впрочем, сами коллекционеры не видят в торговле регалиями ничего предосудительного, ссылаясь на то, что во многих государствах давно существует практика продажи госнаград по заказам. Однако есть одно «но»: такие заказанные по каталогу ордена и медали фактически не являются знаками воинской либо трудовой доблести, потому что ими никого не награждали. А когда человек несет на базар врученный ему государством знак отличия, так и хочется воскликнуть вслед за известным киногероем: «За державу обидно!»

Ольга ДМИТРИЕВА.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter