Двенадцать блюд, сено под скатертью, освященная оплатка: как готовится к Рождеству католическая семья

Мира, согласия и любви нашему дому!

Рождество Христово, самый душевный, теплый праздник, объединяющий всю семью, завтра отметят католики Беларуси. Веками его традиции сохраняются и передаются из поколения в поколение. И пусть время пытается внести свои коррективы, все стараются придерживаться основных обычаев, среди которых — 12 блюд на столе в вечер сочельника, сено под скатертью и преломление освященной в храме оплатки — постного хлебца, символизирующего примирение и любовь. Корреспондент «Р» заглянула на кухню к семье, которая чтит католические традиции, и понаблюдала за приготовлениями к празднику.

Дружная семья ШИДУК из Минска готовится встретить светлый праздник Рождества.

По количеству апостолов

Татьяна Баринова родом из Ивьевского района, а ее муж Александр — из Сморгони. В этих регионах католическую веру исповедуют немало местных жителей. С раннего детства оба посещали костел вместе с родителями, бабушками и дедушками, ходили на мессу, исповеди и к причастию, а теперь продолжают жить по католическим традициям и приобщают к ним своих троих детей. 

— В сочельник, день перед Рождеством Христовым, бабушка всегда ставила на стол 12 постных блюд, — рассказывает Татьяна. — Такое количество не случайно, ведь у Христа было двенадцать апостолов. Самое главное блюдо — кутья. Это такая сладкая каша, которая готовится из пшеничных или ячменных зерен, добавляют в нее мак, изюм, мед, орехи. Кроме того, на нашем столе обязательно присутствует рыба, сладкие галушки, густой кисель, а лучше два: красный и белый. Последний обычно варится на протертых маковых зернышках. 

Восьмиклассница Лина — помощница мамы Татьяны.

Мак, символизирующий для наших предков достаток, на постном столе семьи Татьяны представлен широко: в кутье, замоченных в сладкой воде сушках, в рулете. 

Продукт, который способен прекрасно заменить мясо, — грибы. Причем предпочтение отдается не новомодным магазинным шампиньонам, а сушеным лесным. Их можно отварить и заправить растительным маслом, а иногда хозяйки готовят особый грибной рождественский суп — с добавлением муки и зажаренной моркови.

 Подготовка к празднику — дело важное и ответственное.

В кухне кипит работа: запекается скумбрия с луком и помидорами, булькает в кастрюльке клюквенный кисель, за которым внимательно следит 13-летняя Лина, бессменная мамина помощница. Вносит свою лепту и годовалый Данила: его задача — сохранять у домочадцев приподнятое настроение. Юноша старается как может — то одну игрушку принесет, то другую. Дразнит аромат свежей выпечки — это из духовки заявляет о своей готовности маковый рулет. Салат из огурцов, закатки, фрукты тоже найдут место на праздничном столе.

Прежде чем постелить белоснежную скатерть, Татьяна выкладывает на стол охапку сена. 

Сено под скатертью традиционного стола напоминает о хлеве, где родился Иисус.

— Дева Мария ведь родила Иисуса в хлеву, а потом положила его в ясли с сеном, — объясняет хозяйка. — Эти ясли и символизирует сено под скатертью. С детства помню, как все присутствовавшие за рождественским столом вытаскивали потом по соломинке. Чем она длинее — тем дольше будет жизнь человека. Еще говорят, таким образом можно определить урожай следующего года. Некоторые пытались наощупь выбрать соломинку потолще, вот только она не всегда оказывалась самой длинной. 

Рады каждому гостю

Еще один непременный атрибут праздника — рождественская елка, которую обычно наряжают всей семьей. Главный дизайнер здесь, без сомнения, маленький Данила. Во всяком случае, он то и дело поправляет «огрехи», допущенные старшими. К слову, дереву этому придается глубокий религиозный смысл. Сама елка ассоциируется с библейским деревом познания добра и зла, шарики — символ растущих на нем яблок. Звезда, укрепленная на верхушке, напоминает о Вифлеемской звезде, которая привела к новорожденному Иисусу трех волхвов.

Прежде чем приступить к трапезе, следует вознести молитву.

— Трапезу на кутью начинают с молитвы, — присоединяется к нам Александр. — Затем следует разделить и съесть освященную оплатку — тоненький постный хлебец, символ любви и примирения. После этого отведаем кутьи, а потом уже можно приступать к остальным блюдам. Спиртное в сочельник на стол не ставится и не употребляется. Кстати, за рождественским столом принято оставлять незанятое место. Зачем? Кто говорит, что для любого человека, зашедшего в дом на Рождество, который будет принят как желанный гость. Другие утверждают, что свободное место предназначено для тех, кого уже нет с нами, но с кем хозяевам хотелось бы разделить этот праздник. Кто прав — не знаю, но в любом случае это красивая традиция, правда?

 На Рождество Христово проходит три службы.

nevmer@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter