В минской больнице сестринского ухода работают люди особого склада

Мир входящему

Бывает, что чувства так переполняют, что спасибо хочется прокричать на всю страну. Как 63–летнему Александру Рогалевичу. Он позвонил в редакцию, чтобы поблагодарить сотрудников отделения сестринского ухода хосписа. Там сейчас находится его отец — участник Великой Отечественной войны, партизан, кавалер двух орденов, пяти медалей... Еще в прошлом году 9 Мая этот 91–летний ветеран гордо шествовал по улицам нашей столицы, но в ноябре его состояние здоровья резко ухудшилось. Рак, вторичный иммунодефицит... Только от сепсиса врачи его спасали трижды. С бедой Александр Анатольевич остался один на один: «Последний курс химиотерапии я вынужден был провести ему на дому сам, потому что папа стал совершенно нетранспортабельным. Врачи контролировали мои действия по телефону... Потом, конечно, я, как мог, старался облегчить страдания.

Но многое ли мне под силу?» В очередную минуту отчаяния сами же медики посоветовали ему обратиться в отделение сестринского ухода хосписа, что на Красноармейской, в доме 16а. С тех пор слово «хоспис» и люди, которые там работают, для него — святые...

Александр Рогалевич навещает отца каждый день.

Это раньше хоспис у нас ассоциировался только со скорбным выражением лица. Сегодня разговор идет в другой тональности. Да, там умирают. Но главное предназначение «дома мира», как еще называют такие учреждения, — сделать жизнь и подопечных, и их близких максимально комфортной. С 2015 года в Минском хосписе работает отделение сестринского ухода. В подавляющем большинстве случаев, проведя в этом отделении от нескольких дней до нескольких недель, пациенты возвращаются домой заметно окрепшими, отдохнувшими и даже повеселевшими. Ведь даже очень больному человеку положительные эмоции нужны как воздух. А всегда ли ими готовы поделиться уставшие от необходимости постоянного ухода родственники? Случается, пациенты и вовсе не хотят возвращаться! Просто осознают: им нужна профессиональная помощь. И не воспользоваться ею — даже негуманно, считают сами сотрудники сестринской больницы.

Анатолий Рогалевич в палате и на фото в своей книге  (на верхнем снимке слева).

Судите сами. В одноместной палате Анатолия Рогалевича, где он находится уже почти месяц, чисто, просторно и солнечно. Кровать — оборудованная специально для лежачих пациентов. Рядом на большом столе — его авторские книги, сладости, напитки и, конечно же, цветы. Плюс многочисленные поздравления с праздником Великой Победы на красочных открытках, в том числе от коллектива хосписа. По словам младшей медсестры Натальи Иваницкой, все здесь в Анатолии Иосифовиче просто души не чают. Ведь если дома его состояние все чаще напоминало агонию, то здесь благодаря профессиональной заботе и своевременной медикаментозной поддержке к старику потихоньку стал возвращаться его боевой дух: он то присядет, то постоит минутку–две, а то и осилит несколько шагов по коридору. Ветеран находит силы, чтобы и собственноручно подписать книгу, и даже развлечь благодарную публику рассказами о своей жизни.

В хосписе внимание — вообще обязательный пункт в ежедневном расписании. Помимо того, что это святая обязанность всего персонала, ежедневно подопечные вдоволь беседуют со штатным психологом, с волонтерами и уж, конечно, друг с другом. Каждую неделю в хоспис приезжает священник с проповедью, и уже были случаи совершения обрядов крещения. Сколько угодно пациентов могут навещать родственники и друзья. К слову, для некоторых эти визиты становятся не только хорошим мастер–классом по эффективному уходу за больным, но и показательным уроком милосердия. Вот медсестра Наталья Иваницкая из ложечки кормит йогуртом 95–летнюю Нину Алексеевну. Словно годовалого ребенка — под ласковые слова и уместные шутки. Наталья говорит, что иначе с такими пациентами и нельзя:

— Если мы будем каждого заживо оплакивать, охать да причитать — ничего хорошего не выйдет. Поймите, даже в таком состоянии люди не утрачивают стеснения и стыда. Ведь до последней минуты любому человеку хочется чувствовать себя достойно в глазах окружающих. А как этого добиться, если понятие «самообслуживание» уже давно утеряно? Или питаешься только через зонд? При этом сознание работает на все сто! Поэтому правильно подобранные слова и даже комплименты приходятся очень кстати, когда человека переодеваешь, причесываешь, купаешь...

Медсестра Анна Абрамович выбирала работу сердцем.

Конечно, уход за старыми и больными людьми требует особой отдачи. Поэтому случайных людей в штате хосписа нет. И Наталья Иваницкая, в частности, призналась: сюда она пришла на фоне трагедии в личной жизни, когда мир виделся только в черно–серых тонах. За первый месяц работы, говорит, похудела аж на 8 килограммов — новые впечатления мешали проглотить даже кусочек хлеба:

— Потом привыкла. Зато приобрела совсем иной взгляд на жизнь, где нет места сожалениям и унынию, где ценишь каждый день и чувствуешь в себе такой запас любви и силы, что растратить их просто невозможно. Старость и боль — хорошие учителя...

22–летняя Анна Абрамович пришла в хоспис по распределению после окончания Белорусского государственного медицинского колледжа:

— Я, конечно, могла пойти и в обычную районную поликлинику, что, кстати, больше нравилось моей маме. Но я выбрала хоспис и ни секунды не пожалела. Здесь сразу становишься взрослее и чище душой.

Самое трудное, говорит Анна, — это необходимость сообщить родственникам о смерти. И не только оттого, что всякий раз сложно найти подходящие слова и произнести их вслух, — просто ко многим пациентам невольно привязываешься и потом уже все происходящее с ними воспринимаешь как часть собственной жизни. Даже после того как стариков забирают домой, их родственники порой звонят, чтобы спросить совета или просто рассказать об успехах или проблемах этим действительно неравнодушным людям в белах халатах.

Младшая медсестра Наталья Иваницкая считает,  что без улыбки в палату входить нельзя.

С 81–летней Татьяной Даниловной Приставка я познакомилась во время ее прогулки по территории хосписа. Опираясь сразу на две трости, бабушка медленно, но с явным удовольствием преодолевала метр за метром, улыбаясь долгожданному солнцу и тюльпанам. Татьяна Даниловна в хосписе ненадолго: дочь с внуком, у которых она живет, на пару недель уехали отдохнуть в санаторий. Узнав, что я из газеты, разволновалась:

— Не могу даже выразить, насколько тут хорошо! Какое благое дело было построить эту больницу и так все здесь организовать. Низкий поклон за все! Все–все люди стали родные. Особенно теплые слова хочу сказать в адрес нашей ненаглядной Светланы Фадеевны. Ну разве скажешь, что это заведующая? Улыбчивая, приветливая, к каждому человеку внимательная, всегда все помнит, обо всем расспросит, по руке да по сердцу погладит...

Иногда в отделение сестринского ухода попадают и молодые люди. Скажем, недавно здесь гостил молодой парень, получивший увечье после автоаварии. И уже несколько месяцев здесь постоянно ухаживают за 22–летней Ольгой. У нее ДЦП. За плечами — личная драма. Родная сестра, которая прежде опекала Ольгу, окончательно потеряла ориентиры в жизни, променяв ее на бутылку. Сотрудница отдела соцобеспечения привезла девушку в хоспис из квартиры, где из удобств остались разве что стены....

— Так хорошо, как здесь, мне было только с мамой, когда она была жива, — грустно улыбается Ольга. — А теперь мне самым близким человеком стала Кариночка Бавтрукович — самая лучшая медсестра на свете! Сейчас решается вопрос о моем устройстве в интернат... Но Карина в моем сердце останется навсегда.

Медсестра Карина для Ольги теперь как родная.

Никто не знает, что ждет его завтра — лежак под пальмами или больничная койка. Но испытания и старость по умолчанию ждут каждого. И как бы старательно мы ни готовились, одному их никак не осилить. Но теперь я точно знаю: есть люди, которые всегда помогут смягчить удар судьбы...

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Татьяна Приставка вместе с заведующей отделением Светланой Южик.

Заведующая отделением сестринского ухода ГУ «Больница паллиативного ухода «Хоспис» Светлана Южик:


— Наше отделение, рассчитанное на 60 коек, открылось 1 июля 2015 года. С тех пор здесь была оказана помощь 900 пациентам. Сегодня свободно только 2 места, и одно уже зарезервировано. Основной смысл нашей работы — это дать возможность отдохнуть родственникам больного человека. Мы принимаем людей с уточненными диагнозами, не требующими дополнительных лабораторных и функциональных исследований. Оказываем медико–социальную помощь гражданам, страдающим хроническими заболеваниями, нуждающимся в постоянном медицинском наблюдении и уходе, но не в интенсивном оказании медицинской помощи в стационарных условиях. Да, бывают ситуации, когда заболевание вдруг осложняется — тогда мы вызываем бригаду скорой медицинской помощи, при необходимости пациенты переводятся в клиники города. Благодаря круглосуточному наблюдению ни одна драгоценная минута у нас не бывает потеряна... Кроме того, мы проводим поддерживающее лечение, обучаем родственников правилам ухода за тяжелобольными.

В отделении оказывается медико–социальная помощь инвалидам I и II групп, людям, достигшим пенсионного возраста, на возмездной основе. Оплата — 80% в месяц от размера получаемой пенсии. Договор на оказание помощи заключается после 100–процентной предоплаты на срок не более 1 месяца. Однако если возникают достаточно уважительные причины, требующие дальнейшего пребывания пациента в отделении, в заявлении родственников оговариваются новые сроки. В течение года граждане могут воспользоваться нашими услугами неограниченное количество раз.

КСТАТИ

Расчетный счет для безвозмездной помощи:

УНП 190657716, ОКПО 37676867

р/с 3642000000054 в ф–ле № 511 ОАО «АСБ Беларусбанк», код 815, г. Минск, ул. Долгобродская, 1.

eversman@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter