Мир прежним не будет

Еще неделю назад эксперты ООН прогнозировали потери мировой экономики от коронавируса только в этом году в размере 2 триллионов долларов. Сегодня аналитики ведущих мировых инвестиционных банков утверждают, что мир погрузился в самую глубокую рецессию мирного времени с 1930-х годов, после того как из-за пандемии правительства потребовали, чтобы бизнес приостановил работу, а люди остались дома. Прогнозируется, что спад не будет затяжным, но до 2022 года мировая экономика вряд ли вернется к докризисному состоянию — она потеряет около 5,5 триллиона долларов.

pixabay.com

Сегодня состояние дел в мировом сообществе похоже на военное положение. Это очень напоминает время, когда планета оказывалась перед Первой и Второй мировыми войнами: закрыты границы, отсутствуют возможности свободно перемещаться по миру, остановлены многие крупнейшие производства и т. д. К чему это приводит в итоге? 

Во многих крупных торговых портах сегодня фиксируется до 20% падения товарооборота. Это тревожный сигнал, который свидетельствует о процессах торможения и закрытия национальных экономик. Китай, например, уже, по сути, самоизолировался в значительной степени от мировой экономики, выкупив огромное количество акций у международных инвесторов по сниженной цене и постепенно отказываясь от услуг иностранных специалистов. Глобализация, интеграция и т. д. — эти понятия, похоже, становятся устаревшими на непредвиденно долгое время. Подобные тенденции наблюдаются во многих странах. Восстановление экономических связей и цепочек —длительный процесс, напоминающий строительство огромного здания с современной инфраструктурой. 

Кстати, перед Первой мировой войной на Лондонской бирже котировалось огромное количество ценных бумаг и акций всевозможных компаний из разных стран, в том числе Китая, Чили, Японии. Но 70% мировых инвестиций делала британская экономика — мир казался стабильным и неизменным. Однако все изменилось в один день…

Какая будет ситуация на международных рынках после стабилизации положения с пандемией, прогнозировать пока сложно. Но сегодня известно лишь одно: те экономики, которые будут способны резко увеличить внутреннее производство и потребление, сократив до минимума зависимость от иностранных экономик, смогут эффективнее адаптироваться к новым реалиям. А те государства, которые привыкли всегда быть, как говорится, под чьим-то крылом, будут испытывать серьезные проблемы со стабильностью. 

Кризис отличается от полномасштабной войны тем, что невозможно определить, где находится враг. Складывается впечатление, что он везде. Его действия коварны и ведут к падению экономик. 

Кризисные события последнего времени активировали в более значительной степени понимание того, что Беларусь — небольшая страна с серьезным потенциалом. Раскрыться ему на данном этапе мешает то обстоятельство, что бизнес и предпринимательство у нас, к сожалению, еще недостаточно развиты. И не потому, что условий нет, — условия государство создает, расширяя двустороннюю связь с бизнесом. Предпринимателей и деятельных людей недостаточно по количеству — ведь за каждым, даже небольшим предприятием всегда стоит частичка ВВП. 

Настало время не нервничать в большей мере по поводу скачков курсов валют или изменения стоимости нефти, а благоустраивать собственное государство. Да, без углеводородов пока никак не выжить, но нужно концентрироваться исключительно на собственной экономике и образовании. Почему говорят о так называемом экономическом чуде Японии, Южной Кореи, Сингапура, Китая и других стран? Да не было там никакого чуда — просто люди поверили в себя и сделали свою жизнь лучше. Я не думаю, что в Центральной Европе существуют какие-то серьезные ограничения для того, чтобы поступить подобным образом. Дух стремления к высоким результатам есть в любом здравомыслящем человеке — его надо только в себе активировать. 

Если сегодня просто плыть по течению — результат будет плачевным. Нужна своя, национальная матрица, которая может появиться только с сильной и самодостаточной национальной экономикой. Заявления многих экспертов о том, что экономикам надо быть более открытыми, используя аутсортинг и т. д., сегодня выглядят, по сути, как призывы к деиндустриализации. Именно в тех странах, где эта открытость прогрессировала последние 30 лет, кризис развивается по неуправляемому сценарию. Надо помнить, что в той матрице, которая создается отдельными государствами для себя с помощью глобального печатного станка, выживать будет можно, но процветать — вряд ли.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter