Социальная служба Витебской области и ее пилотный проект по профилактике деменции у пожилых

«Мир перевернула бы!»

КАЖДЫЙ третий житель сельской местности достиг золотого возраста. В это время важно чувствовать себя полноценным членом общества, ощущать полноту жизни, приносить посильную пользу себе и окружающим. Не все, достигнув «эпохи» заслуженного отдыха, могут быть самодостаточными и активными. Тогда они вправе рассчитывать на помощь. Конечно, пожилым помогают родные, соседи, волонтеры. Но никак не обойтись без поддержки государства! Нашу державу всегда отличала — что в столице, что в провинции — четко выстроенная социальная политика. В январе будущего года этой службе исполнится 100 лет. Забота о пожилых, многодетных семьях, одиноких людях и с инвалидностью всегда в Беларуси в приоритете. Это не раз подчеркивал Президент.

В новой рубрике «ТЕПЛЫЙ ДОМ» мы обо всем этом будем рассказывать. Наши двери всегда открыты для вас, дорогие читатели. Пишите, звоните, подсказывайте адреса!
«МОЯ бабушка стала варить необычные макароны: в кастрюле кипит клубок ниток» — так немецкий плакат наглядно отразил проблему века. Деменция у пожилых. К сожалению, мы мало знаем об этом синдроме. А его первые проявления — ищешь повсюду очки, а они на голове, перепутал утро с вечером или заблудился в трех соснах — списываем на усталость или возраст. Хотя это предвестники куда более тяжелых состояний. Сегодня от синдрома старческого слабоумия страдает 50 миллионов жителей планеты, а к 2050 году станет втрое больше. Разве удивительно, что Всемирная организация здравоохранения разработала Глобальный план действий по борьбе с деменцией на 2017—2025 годы и призывает страны создать национальные планы действий в этом русле. 

Социальная служба Витебской области, можно сказать, сработала на опережение. Начиная с 2016 года во всех районах Придвинья реализуют пилотный проект по профилактике деменции у пожилых. Социальные работники, кроме привычного — купить продукты, разогреть пищу, пропылесосить дом, — помогают подопечным различными методиками поддерживать в тонусе крепкую память и ясный ум. 


Журналист «СГ» взглянула, как работает инициатива на практике в Чашникском районе.

Возвратиться в прошлое, чтобы жить настоящим

Соцработник Алеся Журавко из деревни Закурье заходит в дом к подопечной с полной сумкой. Сегодня там не продукты, а развивающие игрушки. Для 88-летней Марии Садовской это праздник. Она включается в игру, как ребенок: наводит стрелки на часах, ловко справляется с игрой-шнуровкой, натягивает резинки на колышки. В молодости женские ручки на текстильной фабрике с легкостью выполняли норму — вязали шесть свитеров в месяц. Сельчанка показывает девичье приданое, которому более полувека: сама плела кружево, вышивала. Восемь лет вручную доила 25 коров на ферме. А сегодня… Позади три инфаркта, руки трясутся: обхватывает обеими руками свою тарелку с двумя ушками — только так есть шанс не разлить молоко.

Соцработник Алеся ЖУРАВКО тренирует моторику рук у Марии САДОВСКОЙ.

Соцработник Алеся предложила Марии Федоровне поиграть в домино. У нее это любимое занятие. Вспоминает, как во времена дефицита старшему брату удалось купить настольную игру в Ленинграде, сколько радости было. Соцработник ненавязчиво расспрашивает про те самые далекие времена — Марию Федоровну не остановить. Она помнит первое свидание, первые шаги трех сыновей и дочки. Но вот в быту память хозяйку порой подводит. А забывчивость — первый звоночек распространенного недуга. Сначала ищешь очки по всему дому, а они на голове. Потом из памяти выпадают события вчерашнего дня, а спустя пару лет появляются провалы в долгосрочной памяти. К сожалению, деменция может прогрессировать и бьет не только по памяти. Ухудшается связность мыслей, действий, ориентация в пространстве. Может появляться заторможенность, возникают трудности с выполнением домашних дел. Пожилой с деменцией более поздних стадий перестает заботиться о своем внешнем виде, забрасывает дела, которые раньше приносили радость, — чтение или вязание. Становится замкнутым, скупым и даже агрессивным. 

Чтобы ситуация не развивалась в этом русле, соцработник Алеся Журавко, кроме развивающих игр, использует ретроспективную методику — возвращение в прошлое. Только заведи разговор о былом — и пожилые женщины расцветают. Вместе пересматривают фото и освежают события тех лет.

Психолог Светлана КУДРЯВЦЕВА проводит занятие с Зоей КУНЧЕВСКОЙ.


— Мир перевернула бы! — выходит с занятий с психологом воодушевленная 69-летняя жительница Чашников Зоя Кунчевская. Она приходит в ТЦСОН четыре раза в неделю. Головоломки, ребусы, задачки на логику щелкает как орешки. Любит упражнения на моторику рук, особенно пескотерапию. Рисует на песке баян: долгие годы работала в детском саду музыкальным руководителем, дома три инструмента. Вспоминает, как тяжело переносила выход на пенсию и расставание с коллективом. Говорит, замыкаться в четырех стенах нельзя. Сейчас в ее жизни есть вокальный ансамбль «Верасень». Маленький коллектив из тех, кому за 60, ездит с концертами по деревням, выступает даже для одного жителя. На День города устроили музыкальный вечер прямо у подъезда. Психолог центра Светлана Кудрявцева хвалит «ученицу» за концертную деятельность: разучивание новых песен, аккордов, игра на баяне и фортепиано будоражат ум и тренируют память. Это одна из самых эффективных методик профилактики деменции.

— Пожилые похожи на детей: они впитывают новые знания, как губки. При этом быстро устают, так как ухудшается когнитивная функция (способность обрабатывать мысли), настроение может колебаться от возвышенного до плаксивого. Я всегда призываю не замыкаться в кругу домашних дел, чаще менять обстановку и быть открытыми к общению, — поясняет психолог.

У Светланы Кудрявцевой 20-летний опыт работы со школьниками, три года она ведет занятия по профилактике деменции у пожилых. Регулярно приходят заниматься 14 человек. Работают в группах по 2—4 человека, длится «урок» 20—30 минут. Методики применяют самые разные — музыкотерапию, библиотерапию, ароматерапию, гарденотерапию (уход за растениями). Пожилые разрабатывают руки, тренируют память, внимательность. Разгадывают сканворды, загадки, обсуждают фильмы, рукодельничают. А еще дважды в неделю дают нагрузку не только уму, но и телу — в Чашниках и Новолукомле работает физкультурно-оздоровительный кружок «Искра». Пенсионерки ловко садятся на шпагат, демонстрируя гибкость. Правда, главное в процессе — не столько бурная деятельность, сколько общение. Известно, что деменция подстерегает в первую очередь людей одиноких.

Пенсионерки из «Искры» ловко садятся на шпагат.

С крыльца на руках спрыгнет

У соцработника Ирины Иоффе восемь подопечных в Чашниках, Проземле, Варках. Одна из них — 84-летняя жительница райцентра с признаками глубокой стадии деменции. Малоподвижная, есть провалы в памяти. Муж давно умер, а подопечной кажется, что он сидит на печи. Ирина Иоффе посещает ее четыре раза в неделю. Перестелет постель, переоденет, причешет ее, разогреет еду. Беседует с ней спокойно: нельзя спорить — будет только хуже, начнет расстраиваться, впадать в ступор. Ирина Иоффе это поняла из практики. Полгода назад в Чашники приезжали с лекциями преподаватели Института повышения квалификации и переподготовки кадров ВГУ имени П. М. Машерова и обучали соцработников профессиональным навыкам, в том числе уходу за пожилыми с деменцией. Правда, иногда теоретикам самим приходилось поучиться у практиков — опыта за плечами хоть отбавляй и без вузовских корочек.

— Лучшая профилактика деменции — это движение! — уверена соцработник Татьяна Захарова. — У меня была подопечная — светлая голова, в свои 95 лет в деталях рассказывала о довоенном времени. Помнила, что купила неделю назад в автолавке и какая сумма была в чеке. Секрет прост: никогда ее не видела сидевшей сложа руки, настоящий вертолет, то косит, то полет, то дрова рубит.

У поэта Сергея Михалкова есть стихотворение про тетю Валю, которая, потеряв очки, перевернула дом вверх дном, заглянула «в ведра, крынки, в боты, валенки, ботинки». Уставшая, села перед зеркалом и — надо же! — нашла очки на голове. Забывчивость медики называют одним из первых сигналов развития ранних стадий деменции.

Ирина Иоффе соглашается:

— У меня похожий дедушка без двух ног. Мужскую работу на мои плечи никогда не переложит — косит, дрова рубит. С крыльца на руках, как кузнечик, спрыгнет, коляску стянет — и на рыбалку. И что его отличало, кроме невероятной активности, так это позитивное отношение к жизни.

ТОЛЬКО вдумайтесь: удельный вес пожилых людей в нашей стране — 25,1 процента. А в сельской местности на пенсии каждый третий. Как долгие годы оставаться в хорошей форме, светлом уме и при ясной памяти? Чтобы свой век не просто доживать и стать обузой для детей, а быть активным, нужным и не бояться немощности. Это волнует многих.

Оценивать значимость пилотного проекта витебской социальной службы пока рано. Но ясно одно: шаг правильный и нацеленный на перспективу. Ведь продолжительность жизни белорусов растет. И сейчас куда важнее не просто гнаться за цифрами, а реально улучшить качество жизни пожилых.

СПРАВКА «СГ»

Социальное обслуживание на дому получают более 15 тысяч пожилых людей Витебской области, в Чашникском районе - 843.

КОММЕНТАРИЙ

Начальник управления социальной поддержки населения и стационарных учреждений Комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома Вера АСТАПЕНКО:

— Если раньше проблеме деменции не придавали большого значения, то сейчас о ней заговорил весь мир. Тем более что в приоритете не просто увеличить продолжительность жизни, а улучшить ее качество в преклонном возрасте. Пилотный проект запустили в 2016 году во всех районах Витебщины. Разработаны краткосрочные и долгосрочные планы, выработан единый алгоритм действий наших специалистов. Это направление развивается в тесном сотрудничестве с московским Научно-исследовательским медицинским центром «Геронтология», который возглавляет уроженец Новополоцка Кирилл Прощаев, Белорусским республиканским геронтологическим общественным объединением. Заведующие отделениями, директора ТЦСОН, домов-интернатов стажируются в России, обучаются на базе мед- и пед- университетов Витебска в рамках договоренностей. Сегодня мы применяем десятки различных методик, которые направлены на когнитивную стимуляцию, ориентацию на реальность. Это китайские оздоровительные методики, иппотерапия, сон на ульях. Большую роль играют занятия по физической реабилитации. Большое значение уделяем нейробике (зарядке для ума) и психологическим тренингам. В территориальных центрах работают комнаты здорового старения, релаксационные, реабилитационные комнаты и арт-терапевтические площадки.

Руководитель Республиканского геронтологического центра (активного долголетия) Людмила ЖИЛЕВИЧ:

— Увеличивается продолжительность жизни, и мы все чаще слышим о таком гериатрическом синдроме, как деменция. Она имеет различные стадии, и очень важно обратить внимание на первые признаки. Не всегда пациент может оценить свое состояние. Чаще отклонения в поведении отмечают его родственники, окружающие или соцработник. К сожалению, деменция диагностируется, когда процесс уже глубоко зашел, и пациенту нужен посторонний уход. Наша задача — выявить признаки заболевания как можно раньше, определить причину и предотвратить либо продлить тот период, за который деменция перейдет в более глубокую стадию.

Инициатива Министерства труда и соцзащиты подключиться к мероприятиям, направленным на профилактику синдрома, важна и приветствуется гериатрами. Ведь развитие заболевания зависит от того, насколько пациент задействован в социуме. Важно стимулировать свой ум, получать новые знания, общаться с другими людьми, читать книги, посещать развивающие занятия — все это позволяет снизить развитие когнитивных нарушений, приводящих к деменции. Есть случаи, когда психические изменения у пожилого на ранних стадиях удавалось остановить не медикаментами, а за счет внимания близких, мотивирования интереса к социальной жизни, искусству, приобретения хобби, обучения самопомощи.

Хочу поделиться полезной инициативой «Банк времени». В одной из стран придумали бюро, им может стать территориальный центр социального обслуживания населения, куда стекается информация. Допустим, молодой человек может в среду с 9 до 11 утра поиграть в шахматы с престарелым или покатать инвалида в коляске по парку. Бюро ищет пациента, который нуждается в этом. Так формируется волонтерское гражданское движение, от которого выигрывают все, в нем участвуют и сами пожилые.

Сейчас мы разрабатываем новый подход к оценке состояния здоровья пожилого человека — комплексный гериатрический осмотр. Один из его компонентов — определение соматических, социальных, психологических гериатрических синдромов, в том числе деменции. Результаты этого осмотра позволяют принять решение, какой объем медицинской, социальной помощи требуется пациенту, необходима ли ему помощь соцработников. Если да, то в какой услуге он нуждается в большей степени. Допустим, ему не нужна помощь по хозяйству, куда важнее принести газету, обсудить последние новости или научить работать на компьютере, обучить самопомощи. Необходимо развивать новые персонифицированные модели как медицинских, так и социальных услуг для пожилых пациентов на дому.

ostapchuk@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter