Мир, основанный на толерантности

Великобритания - один из ключевых игроков на мировой арене.
Великобритания - один из ключевых игроков на мировой арене. Как активный участник Евросоюза - разделяет политику сообщества. Как стратегический партнер Соединенных Штатов "туманный Альбион" учитывает мнение Вашингтона, демонстрируя таким образом сбалансированный подход к решению мировых проблем, Лондон выступает в какой-то степени посредником между Европой и Америкой. И, конечно, в условиях, когда ЕС только-только очертил свои границы возле Беларуси и начинает выработку политики относительно новых соседей, Великобритания может стать таким же, как в случае с США, связующим Европу и нашу страну мостом. Насколько это отвечает интересам Лондона, корреспондент "СБ" попытался выяснить у посла Ее Величества королевы Елизаветы II в Беларуси Брайана БЕННЕТТА. Чтобы задать изначально позитивный тон беседе, мы решили начать разговор с одинаково знаменательных как для Британии, так и для нас событий.

- На фоне недавних торжеств в Нормандии по случаю открытия Второго фронта, активным участником которого была Великобритания, не согласитесь ли поделиться с читателями "СБ" своими впечатлениями от празднования 60-летия освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков?

- Вообще, для нас в Британии война началась в сентябре 1939 года, когда Германия вторглась в Польшу. Поначалу был период относительного затишья, который мы называли "странной войной". Тем не менее уже в 1940 году начались серьезные сражения за превосходство в воздухе с Германией. К 1941 году мы втянулись в военные действия на Дальнем Востоке. С августа 1941 года начали отправлять караваны помощи по морю в Мурманск и Архангельск. А с 1943-го уже сражались в Северной Африке - это была действительно мировая война. Перелом произошел в 1944-м и для нас, высадка войск в Нормандии означала начало конца войны. Успех нормандской операции и наступление Красной Армии явились предвестниками Победы над беспощадным нацистским режимом. В Западной Европе это привело к беспрецедентному периоду мира и процветания, а также к возникновению духа сотрудничества, который развился к сегодняшнему дню в ЕС. Поэтому освобождение Беларуси очень значимое событие. 60 лет - достаточно большой период, и, конечно, отпраздновать его стоило достойным образом. В Британии тоже не забыли ужасов войны и никогда их не забудут, хотя, на мой взгляд, в Британии мы прошли долгий путь к прощению. Я надеюсь, что мы все можем использовать этот праздник, чтобы стремиться установить более спокойный мир, основанный на принципах демократии и толерантности.

- Не считаете ли вы, что прошедшие празднества - и в Нормандии, и у нас в Беларуси - это прекрасный повод задуматься, насколько важна консолидация и бесполезно появление на мировой карте различного рода разделительных линий и буферных зон?

- Совершенно верно. Моя страна и ваша не были особо дружественными, когда началась война, но перед лицом общего врага мы сумели забыть о наших расхождениях. Многое изменилось с тех пор. Мы больше не рассматриваем войну как способ решения мировых проблем. Ирак, если хотите, был исключением, лишь подтверждающим общее правило, даже несмотря на то, что это была локальная война, а не масштабная, как Вторая мировая. Один из ваших министров дал мне описание границы, как линии, которая объединяет два государства, а не разделяет, и я думаю, что это позитивный взгляд, которого мы все должны придерживаться. Десятки лет назад мы говорили о буферных зонах и сферах влияния - терминах, которые ассоциируются с войной. Но все это в прошлом. Теперь возник консенсус, основанный на том, что страны и их народы должны получать все выгоды от системы либеральной рыночной экономики, основанной на свободной торговле.

- В одном из интервью вы сказали, что "Британия всегда смотрит, что должно быть сделано, и в определенных условиях делает это, в то время, когда другие нации видят важным лишь свой малый интерес". Находит ли такая установка применение в отношении Беларуси, в особенности в свете расширившегося Евросоюза и его политики к новым соседям?

- Очень хороший вопрос. Евросоюз всегда хотел лучшего для Беларуси. И вряд ли такая политика претерпит какие-то изменения. Вместе с тем ЕС - это союз независимых государств. Поэтому различий в подходах нельзя исключать. Не нужно представлять себе Евросоюз монолитом, спаянным намертво общей политикой. Всегда есть место для несогласия. ЕС идет к созданию наднациональных структур - правительства и Конституции. Но не факт, что такое случится. В Британии отдают предпочтение идее кооперации государств. Мы - сторонники пошаговой политики, когда в случае ошибки остается возможность вернуться на шаг назад и поступить правильно. Нам кажется, что это прагматичный подход. Мы оцениваем происходящее, заглядывая вперед. В Британии не делают разницы в отношении Беларуси или любого другого государства, в том числе и евросоюзовского. У нас прозрачная политика, и она направлена исключительно на достижение того, чего хотят сами белорусы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter