Мир не без добрых идей

Звезды шоу-бизнеса, политики и просто известные люди время от времени жертвуют на благотворительность немалые средства. Обыватель глядит на все это скептически. Мол, если бы я зарабатывал 20 миллионов, не пожалел бы энной суммы для сирот. Но ведь совсем необязательно быть богатым и знаменитым, чтобы помогать ближнему. Студент юрфака БГУ Игорь Вайсман — живой тому пример.
— А почему бы не организовать в детском доме кружок английского? — решил однажды Игорь. Тогда невозможно будет прийти один раз и уйти. Этих детей бросать нельзя. Один раз их уже бросили...
Сказано — сделано. В середине февраля этого года Игорь начал заниматься с воспитанниками детского дома № 2 города Минска. Сегодня с юношей работают уже больше двадцати человек, в основном студенты. Разумеется, за уроки им никто не платит. Но вот уже почти три месяца ребята исправно раз в неделю по два часа преподают в двух детских домах и обществе инвалидов Октябрьского района.
Предыстория
А началось все с печального события. Младший братик Игоря, Олег, попал в больницу с пневмонией. В одной палате с Олегом лежал ребенок из детского дома — Вадим. Мальчишки подружились. Игорь часто навещал брата и сам привязался к Вадиму. Ближе к Новому году детей выписали.
Игорь захотел поздравить маленького друга с праздником. Поехал в детский дом. Провел там около двух часов и понял: расстаться с этими ребятишками уже не сможет. В следующий раз навестил детдом только через три недели. Детей увидел мельком, был карантин. Отдал конфеты, сок — и все. Тогда и решил, что помощь не должна быть делом одного дня, возникла мысль о кружке английского.
— Я пошел к директору, рассказал о моей идее, директор обещала подумать и подобрать ребят. Недели через две был первый урок, — вспоминает Игорь. — Сразу была только одна группа из 6 детей. Одну неделю у меня не получалось прийти в детский дом, и я рассказал о том, что делаю, Насте Кузнецовой (мы с ней учимся вместе). Попросил ее заменить меня. После Настя сказала, что ей очень понравилось, и она тоже хочет вести занятия.
Потом появилась еще одна группа деток. Игорь решил привлечь студентов лингвистического университета. Повесил объявление. Люди откликнулись сразу. Да так много было звонков, что Игорь начал искать, где бы ребята еще могли помочь. Согласились принять их в детском доме N 8 и обществе инвалидов Октябрьского района. Еще в одном приюте предложили начать занятия с нового учебного года.
На уроке
В холле нас встречали только Шурик и Люба, остальные ребята еще обедали. Шумные и активные, как и все дети, они бросились рассказывать новости: кто куда уезжает на лето, кого наказали, кто сегодня не придет...
Мы поднялись в маленькую уютную комнатку на втором этаже. Игорь объявил, что занятие вести не будет, уезжает на экзамен. Но без английского дети не остались, ведь в каждой группе по два преподавателя. Сегодня Кате Архиповой придется справляться с сорванцами одной. Чтобы дети не шумели, Игорь пригрозил проститься с ними до осени, если будут себя плохо вести. Ребята возмутились, но притихли.
Каждый представился мне на английском языке, благо моих познаний хватило, чтобы ответить на приветствие. Потом долго разбирали названия цветов и животных. Кто-то усваивал лучше, кто-то хуже, но все старались. Ко второму часу расшумелись. Игорь в таком случае поступает жестко: первое предупреждение, второе — за дверь. Катя говорит, что прикрикнуть на этих детей не может, им и так несладко. Но в наказание ребята остались без поощрения. Конфетами учителя стараются детей не баловать, только если ученики того заслуживают.
Не только английский
Волонтеры из команды Игоря преподают уже не только английский язык, учат еще и немецкому, помогают с общеобразовательными предметами. С детьми постарше занимаются чуть ли не репетиторством, в группах не больше двух человек.
Игорь планирует увеличить перечень предметов, чтобы готовить выпускников к централизованному тестированию. Маленьким тоже нужна помощь. Каждый ребенок попал в интернат не от хорошей жизни. Один мальчик в свои 12 лет ходит лишь в 4-й класс и то не дотягивает до необходимого уровня. Ребенок здоровый и полноценный, просто раньше не учился в школе. С ним волонтеры занимаются немецким языком и математикой. Игорь утверждает, что не собирается останавливаться:
— Мы будем продолжать, будем привлекать новых людей, причем для занятий не только иностранными языками, но и другими предметами. Стоит задача сделать занятия максимально эффективными. В целом планов очень много.
Дети вряд ли интересуются “эффективностью занятий”. Для малышей гораздо более ценно то внимание, которое оказывают им эти люди. Уроки — это прежде всего общение, теплота и понимание. Взрослых уже “дядей и тетей” малыши называют только по именам, как бы на равных. Из учителей Игорь, Катя, Настя, Аня, Саша и многие другие превращаются в друзей, которые подскажут, помогут, выслушают.
Зачем им это надо?
Вопрос резонный для нашего эгоистично-прагматичного века. Люди привыкли, что никто ничего не делает просто так. Благотворительность — значит, пиар или, на худой конец, способ избавиться от части налогов. Потому искренность намерений волонтеров может вызвать у кого-то сомнения. На самом деле ребята не то что не зарабатывают на уроках ни гроша, а еще тратят свои кровные на ксерокопии, книжки, распечатки. Так зачем им это надо?
— Я люблю детей, — говорит Катя Архипова, — потому занимаюсь этим. Да и привязалась к ним. Когда меня не было три недели, дети сами звонили мне. Вообще-то мне гораздо удобнее было бы добираться в другой детский дом, но я уже не представляю, как можно бросить мою группу.
Настя Кузнецова соглашается со своей коллегой и вспоминает, как чуть не расплакалась, когда дети сами сделали ей открытки на день рождения. Обе девушки собираются продолжать преподавание и в новом учебном году.
— Мне нравится то, чем я занимаюсь, — отвечает Игорь. — Хочется научить этих детей мечтать, заставить поверить, что они тоже могут чего-то добиться в жизни.
И все у ребят получится, потому что мир не без добрых людей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter