Белорусский союз дизайнеров презентовал каталог "Тутэйшы дызайн. Асобы. Рэчы"

Мир идей и мир вещей

Увесистый — куда там «Капиталу» Маркса! — каталог, только что изданный союзом дизайнеров, представляет собой справочник «Кто есть кто?» в нашем сообществе дизайнеров (здесь собраны все — от талантливых новичков до почтенных мэтров, с фотографиями работ и контактами). В книгу «Тутэйшы дызайн. Асобы. Рэчы» вошло 170 объектов материальной культуры, созданных в разные годы на территории Беларуси, и 305 художников–дизайнеров.


Фото  Владимира  ШЛАПАКА.

Создатели добавили в антологию еще и уникальный белорусский «слоўнiк», посвященный предметам быта, окружавшим наших предков и нас самих в прежние времена. Многие ли с ходу вспомнят, что такое, например, «бабачнiк» и как он выглядит? А это белорусское название привычной нам формы для выпекания картофельной бабки или пасхального кулича.

«Валiза» — фибровый чемоданчик на шарнирной ручке 1950–х годов, выпущенный Глусским промкомбинатом, «гляк» и «спарыш» — разновидности традиционной керамической посуды, стеклянный графинчик — «гусец», кухонный комбайн — «шаткавалка», сумка — «кайстра», плетеное кресло — «фатэль»... Или вот еще прелестное название — «грамкружэлка»! Грампластинка то есть. Выпускались они промкомбинатом Сталинского (теперь — Заводского) района Минска, позднее переименованным в фабрику детской игрушки.


Фото  Владимира  ШЛАПАКА.

Проект готовился к воплощению четыре года, энтузиасты собирали предметы материальной культуры, характерные именно для белорусской жизни, сделанные кустарным способом или выпущенные на предприятиях, в основном в советский период. Нынешней весной корреспонденты «СБ» побывали в закромах союза дизайнеров, где Дмитрий Сурский с помощниками–волонтерами собрали невероятное количество вещей разной степени сохранности — скупили по барахолкам, разыскали по деревенским чердакам, нашли через социальные сети. Сохранению этого наследия уделяется сегодня незаслуженно мало внимания, большая часть предметов, окружавших нас в детские годы, старея и приходя в негодность, выбрасывается, заменяется новыми, более модными и эффектными. Каталог «Тутэйшы дызайн. Асобы. Рэчы» — попытка систематизировать вещный мир вокруг нас, обозначить его и дать всему точное название, от елочной игрушки до трактора, рассказать историю предмета хотя бы вкратце.


Павел Панаскин. Авторская сумка.





— Нас интересовали примеры и регионального дизайна, и этнического, которые возникали в начале ХХ века и даже раньше, — разъяснил принцип отбора предметов для каталога Дмитрий Сурский. — Например, здесь есть такая дивная вещь, как «мацаробка» — машинное приспособление для приготовления мацы, есть «скрынка» с надписью на идише — в нее собирались деньги для помощи бедным евреям Минска. Есть рукописная книга белорусских татар «Китаб».

Каталог на самом деле задуман создателями как визитная карточка большого интернет–проекта. Редактор Татьяна Тюрина, отвечавшая за текстовую часть, поиск и сбор информации, призналась, что работа проделана титаническая:


Иван Артимович. «Алчность».





— Это начало очень большого реестра, архива, включающего огромное количество предметов, которые совершенно не оприходованы искусствоведческим взглядом. И мне кажется, что виртуальное продолжение книги будет невероятно богатым. Нам приходилось искать сведения о вещах, которых нет ни в каких энциклопедиях!
Марина Духан.
Шляпа «Усходнi вецер».
Дмитрий Саллок.
Лампа.
Интернет–проект станет дальше жить своей жизнью, развиваться и дополняться, обрастать функциями и возможностями практического использования. Потому что вещи вещами, а главное наше богатство — все–таки люди, то новое поколение дизайнеров, которое определяет сегодня, каким будет предметный мир вокруг нас.

Александр Герасимов. «Девушка со стулом».

— Современную белорусскую идентичность будут создавать современные белорусские дизайнеры, — напоминает Дмитрий Сурский. — Проект был открытым, в том числе и для молодых авторов. В каталог попали все желающие, способные себя адекватно оценить и понимающие, в каком контексте они будут находиться рядом с мэтрами. Поэтому мне не стыдно ни за одну работу, которая у нас представлена, ни за одного автора.

А авторы как на подбор: от дизайнера женских шляпок Марины Духан (покажите столичную модницу, которая бы о ней ни разу не слышала!) до автора логотипа «Год культуры–2016» и нескольких государственных наград Беларуси кандидата исторических наук Александра Самовича. Подобный контраст не должен удивлять — проект масштабный и охватывает все сферы дизайна: объектный, интерьерный, арт–дизайн, fashion и культурный менеджмент, ничто не остается в стороне.

Значимость проекта подтверждается тем, что организаторы сумели привлечь спонсоров, вложившихся в дорогостоящее издание: помощь, по нашим временам, бесценная. Кроме того, есть у союза дизайнеров и еще одна любопытная задумка, способная заинтересовать ценителей эксклюзива.

— 19 ноября мы с бардом Виктором Шалкевичем проведем аукцион, — сулит Дмитрий Сурский. — Выставим на торги кое–что из представленных в каталоге вещей.

Кроме того, на продажу грозятся выставить несколько каталогов, где свои автографы поставят мэтры дизайна — Ленина Миронова, Олег Чернышев, Игорь Герасименко и другие известные люди. Ау, коллекционеры, вам сюда!

Ирина ОВСЕПЬЯН.

ovsepyan@sb.by

Где же повезет музею Монюшко?


Не могу не высказать слова благодарности редакции «СБ» от себя лично и многих других жителей Червенщины за освещение проблемы музея Станислава Монюшко (Ю.Леонович, «Нота непонимания», «СБ» от 19 октября).


В продолжение публикации хотелось бы поделиться некоторой информацией. До настоящего времени меня удивляет та поспешность, с которой продали добротное двухэтажное здание бывшей школы в поселке Озерный. Именно это, думаю, и предрешило незавидную судьбу экспозиции, посвященной Станиславу Монюшко. Сейчас владельцы здания ищут нового покупателя: содержание и ремонт, видимо, оказались им не по силам...

На мой взгляд, здание школы мог бы взять под свое крыло рыбокомбинат «Волма». Можно было бы не только расширить экспозицию музея Монюшко, но и организовать здесь же, в соседних помещениях, музей рыбоводства и рыболовства. Вряд ли такой есть сегодня в Беларуси.

Туристический потенциал региона значительный, но мог бы быть еще больше. В соседнем от Озерного поселке Клинок в годы Великой Отечественной располагалась партизанская бригада имени газеты «Правда», в деревне есть партизанское кладбище. И продолжением экскурсии в музей Монюшко могло бы стать посещение этого места, мне самому не раз приходилось привозить туда гостей, туристов, знакомых.

Перенос музея Монюшко в Смиловичи — хорошая идея. Смиловичи можно превратить в целый туристический комплекс, связанный с именами Станислава Монюшко, Хаима Сутина, Сэма Царфина, семьи Ванькович. Но есть нюансы.

Некоторое время назад имение Ваньковичей–Монюшко было выкуплено. Одним из условий продажи являлось создание в восстановленном здании музея. Сейчас владельцы усадьбы на вопросы о музее не отвечают. Может, они посчитают возможным ответить на вопросы смиловчан через «СБ» и тем самым положить конец всем слухам и измышлениям? Мы очень ждем их реакции.

Иван ЯРОШЕВИЧ, писатель.

г.п. Смиловичи.

Советская Белоруссия № 220 (25102). Среда, 16 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter