Чересчур усердные занятия философией, похоже, могут привести к деградации

Мир и воззрения

Сначала две цитаты: «Мальчик в 13 лет всего дважды попробовал «спайс» и сразу получил шизофреническое расстройство, этот диагноз останется с ним на всю жизнь», — говорит врач-нарколог.

Рисунок Олега КАРПОВИЧА

«Последние десять лет в ряде сегментов белорусского общества происходило развитие: IT, бизнес-сфера, культурные инициативы… Символом развития стали многочисленные культурные площадки: улица Октябрьская в Минске, инициативы в других городах. Мне кажется, что эти люди с опытом другой Беларуси — они, конечно, сыграли свою роль, стали проводниками. Сейчас уже к ним присоединяются самые разные группы, и можем говорить, что этот новый статус активных граждан практикует все больше людей», — философствует философка Шпарага.

Подготовка

Переведу философку, врач формулирует понятно. Итак, уже лет десять на специально для того создаваемых (в том числе бизнесом) «пространствах» собирались люди и обсуждали: «А зачем нам такое государство? Может, нам лучше без него?» Заметьте, пространства — это и бары, и хабы, и IT, и сымбаль-магазины… Много чего было открыто.

«Совместно создаваемые символы — это такой новый алфавит. У каждого сообщества свой язык, свой алфавит». — Да, мы это увидели летом и осенью. Один флаг района рождает другой, подключается ренегат Цеслер, — и «перед нами уже такой коллективный проект, социальное творчество, включилось социальное воображение» — так говорят философки.

Переведу еще раз. Все те босоногие восторженные курсистки (возраст не помеха) на маршах, все сытые айтишники вдоль трасс с клавиатурами (подчеркивая свой космополитизм), все «звездуны» с синдромом Кохно — Дудинского, еще летом начавшие выступать «супрацiў», все жены предпринимателей, которым ску-учно, — все они десять лет, как минимум, варились в одной, для них же и созданной, среде. Которую к тому же намеренно и откровенно делали модной: ну вспомните благолепные песнопения «независимых» сайтов о Зыбицкой, об Октябрьской, о «культурных закутках» в арендованных цехах заводов...

Там их «окучивали»: агитировали, убеждали, обучали. Промывали и «ставили на место» мозги. Сделать это было тем легче, чем «моднее» интернет-среда делала очередное «культурное пространство». Ибо нет для тщеславного, неуверенного в себе и не имеющего твердых убеждений «интеллигента» ничего страшнее, чем стать изгоем в родной тусовке. В своем социальном пузырике. А всего дважды попробовать, вы ж помните, — шиза на всю жизнь.

Блицкриг

Десять лет изощренной, неявной, не вмиг опознаваемой пропаганды. Это не пугалки и не поиск врагов. Колесникова не зря год руководила одним таким «культурным хабом» — созданным, кстати, «меценатом и филантропом». Знакомилась, отбирала, выстраивала структуры, налаживала коммуникации. Ее на дудочке научили играть в европах, и не дураки учили. Отсюда и мгновенный выплеск на улицы очередей, гуляний, организованных «волонтеров», «вольных хоров», женских маршей… — люди готовились стать невероятными. А уж что в интернете и до сих пор творится, вы сами можете видеть. Философка и говорит: готовились десять лет.

Не интересуясь играми мужскими, Ольга Шпарага зато неплохо знакома с женскими забавами. «Движение вокруг картины «Ева» (еще в июне) в основном поддерживали женщины, поскольку женщины — художницы, арт-кураторки, они собраны вокруг этой корпоративной коллекции Белгазпромбанка. И в сфере культуры женщин очень много, в том числе в проектах, которые поддерживал Виктор Бабарико», — что еще нужно добавить про кукол и кукловодов?

Оставалось только прислать из-за рубежа обученную гапониху-провокаторшу (https://www.sb.by/articles/portret-zhenshchiny-bez-rebenka.html) — и босоногие женщины, возведя очи горе, запели на улицах «Купалiнку». Белые платья для них, кстати, пришлось покупать и брать напрокат: светлые лица-то у них уже были, а вот подходящих нарядов — не было. «Всего два раза — и на всю жизнь».

Неудивительно, что откровенный враг Беларуси Франак Вячорка (советник гуайдихи) жалуется теперь таким же нашенивцам вот на что: «Мы готовились к блицкригу, а оно все затягивается». И план «Барбаросса» (или, скажем, «Дик Карлсон») у них, безусловно, был. Теперь они в бункере, вокруг хрустит, надежды все те же: на союзников. Принимать яд никто из них не собирается, наоборот: каждый ищет, куда и как сбежать-схорониться.

Та же Шпарага: «Пришлось срочно и тайно вместе с любимым мужем Александром Адамянцем уехать, я уже в Вильнюсе». Вот вы можете тайно и срочно (за день) пересечь две государственные границы? Какие, однако, обученные у нас философки.

Философ и пустота

Одно радует: все вот эти «культурные пространства», воспитывая, формируя и затачивая идейных врагов «такого государства», одновременно тупили их же интеллект. Шпарага нынче поставлена вячорками «на образование» — и вот плод усилий кандидатки наук. «Три основных тезиса: 1. Разработка платформы дистанционного обучения для новой Беларуси». На литовском, разумеется, сервере. С консультациями (и, полагаю) на деньги европейцев. Как и «Голос», и «Сход». Уж они вас, «новые белорусы», научат.

«2. Создание лаборатории дистанционного обучения», — это штат, зарплаты, публикации, иначе говоря — легализация себя любимой в западном научном сообществе. Не выкорчуешь потом ничем.

«3. Создание центра, который подготовит дорожную карту для реформы образования» — это к Мацкевичу. Или к наркологу, врач лучше знает и жизнь, и диагнозы.

И вот эта, простите за прямоту, женская дурь выдается за «План, как помочь белорусскому образованию». Это «философия» уровня «кандидатки наук», Боже ж мой… Не может быть, скажете вы? Может.

Смотрите, что у нее в голове, у этой советницы по всему нашему образованию. «Объединенный штаб, — вспоминает она былые деньки, — хорош был тем, что в нем выступали разные женщины. У Колесниковой — активная позиция; в одном из интервью она сказала, что феминистка. Тихановская делилась, что не видит себя в политике. Цепкало — женщина-менеджер, это такой посыл к женщинам, которые занимаются бизнесом».

За мелькающим, как пропеллер, языком мысль затушевывается и прячется. Если говорить простыми народными словами, то оно вот как: одна — активная, другая — пассивная, третья — бандерша. Этот «интеллектуальный клуб по интересам», эта птица-тройка и должна была провести «блицкриг». И отдать в надежные руки «новую Беларусь». С «новыми белорусами», натюрлих, — не с арийцами ли, а, Франак?

* * *

Летом нас спасло в том числе и катастрофическое падение критического мышления у выбравших путь невероятности. Но так будет не всегда. Весь прошедший год читатели активно спрашивали меня: «А что делали наши идеологи?» Теперь я могу сказать, что они будут делать.

Одна из первоочередных задач: надо сделать так, чтобы больше никакие шпараги, никакие философки и авторки не могли даже приблизиться к таким сферам, как воспитание, образование, обучение, культура и искусство. Пусть преподают в Вильне и защищаются в Ягеллонских университетах: там нарратив про «Актив-ная! Пассив-ная! А третья — су-тенерша сильная!» наверняка оценят.

А нам надо очистить свое белорусское культурное пространство от десятилетней накипи. Сделать это не просто, а очень просто: засучить рукава и начать уборку.

Ибо накипело.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter