Мир держится на энтузиастах. А Дяговичи – на пессимистах?

Был в моей репортерской судьбе эпизод: съездила в командировку по письму в Дяговичи, что в Кричевском районе. На двух листах ученической тетради в линейку ее жители обрисовали суть проблемы: местное хозяйство признали банкротом и ликвидировали. Ферму в деревне закрыли. Людям предложили работу в соседних хозяйствах, но туда далеко добираться и шеренги работяг быстро поредели, молодежь стала убегать из села…

В Кричевском районе то местная власть убегает от людей, то молодежь — из села, то фермеры — от финансового удушья.

Был в моей репортерской судьбе эпизод: съездила в командировку по письму в Дяговичи, что в Кричевском районе. На двух листах ученической тетради в линейку ее жители обрисовали суть проблемы: местное хозяйство признали банкротом и ликвидировали. Ферму в деревне закрыли. Людям предложили работу в соседних хозяйствах, но туда далеко добираться и шеренги работяг быстро поредели, молодежь стала убегать из села…

Инициаторы письма Светлана Касаткина и Нина Журавкина, как и многие сельчане, считают: раз местные власти когда-то, по их мнению, неосмотрительно приняли решение о ликвидации хозяйства, то именно они и должны исправить ошибку. А в райисполкоме, в свою очередь, убеждены, что и самим жителям Дяговичей в недавнем прошлом стоило трудиться более усердно, тогда и не было бы сегодня причин искать виноватых. В итоге пришли к выводу, что Дяговичам нужен энтузиаст, который сможет организовать здесь либо туристическую деревню, либо фермерское хозяйство. А местные власти обещали оказать ему всяческую поддержку.

В то, что такой человек найдется, казалось, не верили даже самые закоренелые оптимисты. Однако, как говорят авторы письма, «случилось чудо». Помощник фермера из Брестской области прочитал статью в газете и решился на переезд в Кричевский район. Об этом я узнала, только когда дело закрутилось. Новоявленный фермер уже оформлял необходимые документы, но на развитие хозяйства, покупки техники ему потребовалось 20 миллиардов рублей. Сумма, конечно же, огромная. Райисполком готов был выступить в качестве поручителя, да вот незадача: залога, чтобы взять в Белагропромбанке кредит, у начинающего фермера не было. И он просто уехал...

Теперь сельчане по привычке обвиняют местные власти, подозревая их в том, что они приложили усилия, чтобы фермер сбежал. А те подозревают, что фермер мог оказаться обыкновенным аферистом. Председатель местного райсовета депутатов Сергей Левшунов рассказал: «Я у него был в качестве гида-экскурсовода, знакомил со здешними местами и людьми. Зашли с ним в самое оживленное место в деревне — сельский магазин. Я его людям представил, мол, этот человек хочет заняться фермерством. Вы бы видели, как они обрадовались. Хоть тот сразу предупредил, что собирается привезти свою команду, а местные рабочие руки ему нужны постольку-поскольку. Выделили ему пустующий дом. Пусть авторы письма и говорят «разбитое корыто», но если приложить руку, навести порядок, жить там еще как можно! А один сельчанин даже прописал кандидата в фермеры в своем доме… Просто он, как многим показалось, несерьезно отнесся к делу. Хотя бы бизнес-план составил, чтобы было видно, что через пять лет намеревается получить. Тем более, когда задумал свиноводством и растениеводством заняться. Мы ему объясняли, что вряд ли из этой затеи что-нибудь выйдет, земли-то неплодородные, один песок да камни...»

Кажется, дальнейшая судьба несостоявшегося фермера известна только мне. Он позвонил: «Ох, и вляпался же я в историю из-за вашей статьи!» «Куда ж вы теперь?» — спрашиваю. «Нашел работу в Гродненской области, надо же на кусок хлеба зарабатывать…»

Он уехал по-английски, а жители Дяговичей пишут письма в различные инстанции. После публикации в «Белорусской ниве» инициативная группа еще раз написала коллективное обращение на имя председателя Кричевского райисполкома Ивана Пракопова с просьбой отстроить в Дяговичах коровник, чтобы местным работа была под боком. Но ответ опять, как и пять лет назад, пришел неутешительный: «Восстановление здания на этих неплодородных землях экономически нецелесообразно».

В свое время районные власти инициировали создание фермерского хозяйства в этой деревне. Но инициатива осталась без внимания местных жителей — никто так и не решился взяться за дело. А в 2002 году в жизни Дяговичей появилась новая надежда. Объявился в деревне человек, который хотел заняться коневодством, но ему не выдали кредит. Специалисты-аграрии и сегодня считают, что в Дяговичах, окруженных заливными лугами, можно было бы открыть конеферму.

Как же быть человеку, у которого, кроме огромного желания открыть свое дело, больше ничего нет за душой? Может, стоит организовать специальный фонд помощи начинающим фермерам? Или упростить процедуру получения кредитов? Мир держится на энтузиастах. Будь поддержка начинающим фермерам более гибкой, сколько бы таких нашлось в опустевших селениях?

Елена ГОРДЕЙ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter