Мир держится на чудаках…

Тот,  кто  хочет  воспитать  юное  дарование,  должен  думать  сначала  о  ребенке,  а  потом  о  заработке

Тот,  кто  хочет  воспитать  юное  дарование,  должен  думать  сначала  о  ребенке,  а  потом  о  заработке 

Сейчас в это сложно поверить, но еще 15 лет назад для Березино выход школьников в финал областной олимпиады был событием, о котором можно было только мечтать. И когда усилиями руководителя кружка информатики Игоря Чернушевича, преподающего в тогда еще молодом Березинском образовательном интеллектуальном центре, и его воспитанника Олега Денисюка мечта стала явью, в жизни города многое поменялось. Березинцы поверили в свои силы, а центр ежегодно дает стране и миру новые имена. 

Игорь Леонидович работает здесь со дня основания интеллектуального центра. «В функции нашей организации, — рассказывает он, — входит подготовка детей для участия в олимпиадах. Ребята приходят к нам в свое свободное время, после уроков. Набираем всех желающих. А в процессе работы определяем их потенциал. Впоследствии самых способных мы выделяем в так называемые олимпийские группы для старших и младших. В первой группе сейчас занимаются пятеро, в младшей – четверо ребят». 

Много это или мало? По словам собеседника, в группе и не должно быть  более пяти человек. Иначе работать с ними сложно, ведь каждому нужно уделить внимание. «На начальном этапе работы, особенно среди младших, — отмечает Игорь Чернушевич, — нужно вмешиваться практически в каждое их решение. А вот в старших группах я скорее не наставник, а консультант: некоторые вещи старшеклассники знают даже лучше меня. Это заметно, когда мы сообща штудируем задачники, в том числе и уже прошедших олимпиад». 

Говоря о времени, которое отводится для работы с одаренными, учитель уточняет: у старших на это уходит по три учебных часа, у младших – по два дважды в неделю. Но этот график может меняться в зависимости от потребностей и способностей детей. «Поскольку мы занимаемся по моим авторским программам, я иногда их корректирую. В зависимости от ситуации убираю или, напротив, добавляю какие-то темы, растягиваю время их изучения или сокращаю его. Например, с некоторыми девятиклассниками мы проходили весь учебник для углубленного изучения по геометрии за 9-й класс за… два академических часа». Но не нужно забывать, что ребята занимаются и дома, самостоятельно. Без этого никак. 

Как это ни странно, упорство и трудолюбие, по мнению Игоря Леонидовича, важнее, чем талант. Ведь любые способности нужно развивать. Кстати, именно отсутствие преданности предмету, отмечает собеседник, причина того, что среди победителей олимпиад немного девушек. «Таланты среди них есть, — убежден педагог, — но девчатам недостает трудолюбия. Их учишь класса до 10-го, а потом они начинают пропускать занятия. От такой учебы толку мало… Остаются единицы. В этом году среди моих воспитанниц первая девушка – ученица 10-го класса Катя Романовская. Она уже зарекомендовала себя, взяв третье место на областной олимпиаде». 

И все же в основном информатика пока занятие скорее мужское. Может, виной тому дух соперничества, желание быть лидером, доказать всем и каждому, что ты лучший. Кстати, недаром сегодня олимпиады по информатике называют… спортивным программированием. «Это как отдельный вид спорта, — рассказывает Игорь Чернушевич. — Тут нужна и тактическая, и психологическая подготовка, ну и, конечно, знания, поскольку большинство предлагаемых на олимпиадах задач опираются на самые современные алгоритмы, которые нужно знать назубок».  

Надо сказать, что дополнительная нагрузка, которая ложится на будущих олимпиадников, велика. И педагог сожалеет о том, что два года (обучение начинается с 6-го класса, а участвовать в олимпиадах можно только с 8-го) усилий этих ребят не видит практически никто. 

Этих ребят подстерегает еще одна опасность, ведь участие в олимпиаде – это и большая психическая нагрузка. «Поэтому очень важно, — признается педагог, — чтобы ребят не слишком перегружали проблемами в школе. Надо помнить, что ребенок работает на результат даже не год, а годы. Только тогда они пожинают плоды и получают одобрение взрослых». Кроме того, нужно, чтобы психолог работал с каждым из них индивидуально. 

Ну а будущее успешных воспитанников центра, на взгляд собеседника, определено. Практически все они впоследствии становятся высококлассными и востребованными специалистами в этой области знаний. Как Олег Денисюк, Павел Саков, которые неоднократно становились победителями, в том числе международных олимпиад. 

Обращаясь к своим коллегам, воспитывающим будущих призеров олимпиад, Игорь Чернушевич отмечает: самое главное — иметь желание научить. «Если на первом месте стоит заработок, то результатов не будет. На чудаках держался и держится мир. У детей желание учиться есть. И поверьте, если мы находим таланты в Березино, то в больших городах это сделать гораздо проще», — убежден он. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter