Мир

Спасайся кто может? Франция и Германия приостановили действие Шенгенских соглашений в связи с серией террористических взрывов в Мадриде 11 марта.
Спасайся кто может?

Франция и Германия приостановили действие Шенгенских соглашений в связи с серией террористических взрывов в Мадриде 11 марта. На границах весь автотранспорт подвергается усиленной проверке, что спровоцировало многокилометровые пробки в районе Страсбурга. Этому примеру, по сообщению германского агентства ДПА, могут последовать и другие члены Евросоюза.

А пока Германия инициировала срочный созыв конференции министров внутренних дел ЕС. И дело не только в том, что нужно объединить усилия в области безопасности, перекрыть дорогу террористам, ограничить свободу передвижения по Шенгенской зоне. Все эти задачи не новы. На экстренном совещании с участием руководителей разведок и органов внутренней безопасности должны решить, какой уровень угрозы - "оранжевый" или "красный" - требуется вводить в странах союза.

Симптоматично, что Франция и Германия, как и перед началом иракской кампании, действуют сообща, не дожидаясь совета с коллегами. Их можно понять. Эти два государства и так тянут на себе финансовый воз Евросоюза, в то время как Францию сотрясают забастовки, а германский бюджет никак не выберется из дефицитной "ямы". А тут новые проблемы...

Лидеры этих стран уже провели двустороннюю встречу в Париже, объявив, что вся Европа стала "театром террористических действий".

Какой конкретно будет "военная" стратегия Евросоюза, станет известно уже на следующей неделе, а пока каждая страна повышает уровень антитеррористической готовности, как может. Еще не придя в чувство после мадридского взрыва, Европа столкнулась с новыми угрозами.

Неизвестная группировка, называющая себя "Спецотряд Мовсара Бараева", угрожает "погрузить Францию в пучину террора", отомстив таким образом за запрет мусульманских головных уборов в государственных школах. По словам премьер-министра Жан-Пьера Раффарена, правительство отнеслось к угрозе серьезно. Бараев, напомним, был главарем банды, захватившей театральный центр в Москве и убитый во время операции по освобождению заложников... Мэр Лондона Кен Ливингстон также заявил, что, по его данным, теракты в британской столице "почти неизбежны".

В ситуации необъявленной войны Европа ведет себя по принципу "спасайся, кто может". Ни о каких согласованных действиях пока и речи не идет. Скорее наоборот - наблюдается хаотичный развал прежних договоренностей. Потрясенная терактом Испания первой заявила о выводе своих войск из Ирака. На последнем заседании парламента Италии оппозиция потребовала от премьер-министра Сильвио Берлускони последовать примеру испанцев и вывести итальянских солдат из состава войск коалиции.

Возможный уход европейских сил из Ирака - это только видимая и малая часть проблемы. На самом деле речь о том, куда идет сама Европа. Как пишет итальянская газета "Репубблика", после Мадрида европейская история пошла по какому-то неведомому пути. "Новые Известия" считают, что одной из главных тем европейской политики станет идея "реконструкции оси" Париж - Берлин - Москва с возможным подключением к ней других государств.

...Так ли это - будущее покажет. Очевидно одно: европейское расширение, в том виде, как оно сегодня происходит, не способно стать основой безопасности Европы. Оставляя за бортом ряд государств, оно скорее отвечает духу "холодной войны", чем современным вызовам. Частичное ограничение Шенгенских соглашений в этом смысле мало что меняет.

Нина РОМАНОВА, "СБ".

Чужие среди своих

На сороковой день после взрыва в Московском метро на другом конце Европы - в благополучной Женеве германский министр Йошка Фишер от лица Запада предлагал принять резолюцию ООН, осуждающую "военные действия" России в Чечне. Символично, не правда ли...

В этом году Комиссия ООН по правам человека заседает в юбилейный 60-й раз. Круглый порядковый номер, наверное, единственное, что действительно отличает нынешнюю сессию от предыдущих. Из года в год дипломатическая рутина остается неизменной: как правило, заранее определенных "штрафников" тасуют в повестке дня, чтобы потом по очереди "наказать" очередной резолюцией. Иран, Куба, Северная Корея не могут вырваться из порочного круга уже много лет. Не раз США пытались "поучать" с женевской трибуны Китай, с которым, впрочем, такие фокусы часто не проходят, масштаб не тот. А вот для многих, как показала история, такая политика таила в себе реальные опасности. В 1999 году на заседании комиссии страны НАТО наседали на Югославию, в 2003-м - на Ирак.

Чеченский вопрос был благополучно закрыт в Женеве несколько лет назад - после 11 сентября антитеррористическая коалиция остро нуждалась в таком надежном "штыке", как Россия. Но пришли другие времена, и черт выпрыгнул из табакерки.

Глава комитета по международным делам Совета Федерации России Михаил Маргелов раздраженно констатирует, что террористов делят на "своих" и "чужих", тем самым поощряя их. А заместитель министра иностранных дел России Юрий Федоров обращает внимание, наверное, на главную особенность женевского форума: права человека превращаются не в объединяющий, а разъединяющий фактор международных отношений. Действительно, трудно поверить, что, "прессуя" Россию, Комиссия ООН по правам человека верно определилась с источником реальных угроз.

Кирилл СТАВРОДИН, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter