Минздрав приказал выжить

В палатах российских санаториев собираются вводить блокадные нормы питания От города Минеральные Воды (равнина) до Кисловодска (горы) – сплошная цепочка городов-курортов, которые в советские времена принимали по профсоюзным путевкам сотни тысяч язвенников, почечников, больных с поражением опорно-двигательного аппарата. Тут периодически умирают направленные сюда по льготным путевкам пенсионеры и ветераны войны. Похоже, теперь Минздрав решил уморить всех.

Осчастливили
Железноводск примерно посередине между Минводами и Кисловодском. В наличии –  22 профсоюзные здравницы.
Жили тут люди хорошо, но после распада Союза дело пошло гораздо хуже. Бюджет России перестал оплачивать путевки ветеранам войны из Узбекистана и передовикам труда из Латвии. Потом заполыхала Чечня, и все вообще стало плохо. И не на что гражданам России стало ездить сюда, и страшновато как-то.
Зимой – почти никого, пусто. Персонал санаториев еще можно разогнать в неоплачиваемые отпуска, но отключить многоэтажные корпуса от тепла и электричества – такая экономия не проходит. Разрушится здание. И без охраны не оставишь: растащат.
Но выжили, спасли здравницы, дотерпели до лучших времен. И в 2005-м в связи с монетизацией  льгот в санатории массово поехали обладатели льготных путевок.
Кто – догадаться нетрудно. В год 60-летия Победы, естественно, первыми попали под раздачу благ ветераны войны.
В феврале того же 2005-го два ветерана умерли.
Может, их было больше – но только официальная статистика молчит. Один ветеран скончался на пороге здравницы, только приехав, другой – на вокзале, уже после курса оздоровления.
Закон больших чисел
Санатории не виноваты. Виноват закон больших чисел: нельзя осчастливить всех сразу.
В данном случае роль сыграло то, что у каждого ветерана войны, даже удачно избежавшего ранений, просто в силу возраста куча диагнозов, начиная с заболеваний сердечно-сосудистой и нервной системы. А Железноводск – на высоте 700 м над уровнем моря. Это, как известно, дополнительная нагрузка на сердце…
Ветеранов направили сюда в пожарном порядке в соответствии с планом Минздравсоцразвития (мероприятия большого политического значения!) по льготной путевке, после легкого обследования у местных участковых врачей: «Что беспокоит? Язва? На Кавминводы!»
Бесплатных лекарств в санаториях старикам велели не давать (это тоже часть плана): больным полагалось отовариться по месту жительства и везти лекарства с собой. В санаториях разводили руками: а если доктор по месту жительства не то прописал? Или не было в аптеке нужного лекарства бесплатно? Или в санатории поставят дополнительный диагноз?
Ну а самое главное – цены. Минздравсоцразвития оплачивал санаториям оздоровление стариков зимой по цене оздоровления детей летом.
Блокадные нормы
–  С точки зрения отбора отдыхающих льготных категорий за последние два года особо ничего не изменилось. Сердечников как направляли к нам, так и направляют,  – говорит Петр Пономарев, главврач санатория «Дубрава», где в год поправляют здоровье обычно около 7100 пациентов. 40 процентов из них – «социальные» отдыхающие по льготным путевкам.  
Люди, перенесшие инфаркт миокарда, инсульт, гипертонические кризы, естественно, в высокогорном регионе чувствуют себя отвратительно. Им это место противопоказано. Они не могут получать активного бальнеогрязелечения. Этой категории людей приходится ограничивать комплекс программы оздоровления, некоторые лечение прерывают, приходится добавлять им лекарственные препараты, понижающие давление. То есть даже те небольшие деньги, которые заложены в путевку на лечение,  используются нерационально.
Но это еще не все новации. В этом году вышел 330-й приказ Минздравсоцразвития «О внесении изменений в организацию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях». В нем заложены нормы питания для пациентов бюджетных медучреждений. Это очень, очень странные нормы. Там не говорится, сколько денег должно уходить на питание – там лишь указано, сколько в рационе должно быть белков, жиров и  углеводов.
«Расписано, скажем, что пациент должен получать 150 граммов мяса в день. Но это вес натурального свежего мяса. То есть брутто. А когда 150 граммов мяса обработают, отварят и т.д., останется в лучшем случае 75–80. Вот эти 75–80 граммов я должен разделить на завтрак, обед и ужин. По 25 граммов?..» – возмущается главврач Пономарев.
Если человек принимал минеральные ванны, он как волк будет хотеть есть! А врачи ему «от щедрот» – 25 граммов масла, картофельное пюре или гречку. Пока это касается только бюджетных медучреждений, но пытаются и санатории привести к общему знаменателю.
– Вот этому мы пока сопротивляемся, – вздыхает главврач «Дубравы» Петр Пономарев. Но в голосе не слышно надежды на лучшее.
Минздрав спонсирует нотариусов
В последние годы модные тендеры добрались до курортных мест, и лоты на число отдыхающих санатории разыгрывают. Они указывают, какие условия предоставят и по каким ценам. Вроде как конкурс.
А организаторы тендеров – региональные фонды обязательного медицинского страхования – запрашивают кроме лицензии на вид деятельности еще и данные о квалификации врачей.
– В январе и феврале мы не имеем денежных средств, потому что все они аккумулируются в Москве, в ведомстве М. Зурабова, – рассказывает один из главных врачей (в Железноводске – 22 санатория), не пожелавший назвать свое имя. – А за коммунальные услуги платить надо, зарплату персоналу – надо.
И ради тендера приходится готовить массу документов.
– Допустим, у меня тридцать врачей, у каждого был десяток документов, подтверждающих квалификацию и переподготовку. Теперь на каждого, на каждый лот требуется отдельно готовить бумаги и заверять их у нотариуса. Зачем?! Мы имеем официальную лицензию на вид деятельности. Как же нам выдали лицензию, если наши специалисты не имеют достаточной квалификации? Причем лицензию выдало то же самое Минздравсоцразвития, – не может понять происходящее главный врач. –  Получается, они там перепроверяют сами себя? Да нет, я вам скажу: никто ничего не проверяет, просто физически невозможно проверить эти горы бумаг от каждого санатория. Их даже просмотреть невозможно. Тогда для чего это делается? Мы ведь стоимость услуг нотариуса вынуждены закладывать в стоимость путевки,
которую оплачивает то же Минздравсоцразвития!
Что же в итоге имеет страна от деятельности ведомства Михаила Зурабова на ниве оздоровления нации?
В прошлом году в межсезонье в профсоюзных санаториях Железноводска поправляли здоровье около тысячи человек. В этом – ни одного.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter