Забота о качестве проектирования и строительства, а также борьба с коррупцией — фальшивый лозунг?

Мины замедленного действия

Ровно два года прошло с момента публикации моего мнения о проблемах проектно–строительного комплекса под названием «Ломать не строить» на страницах «СБ» (см. №№ 24, 25 от 7(8).02.2014 г.).

К сожалению, за этот период актуальность обозначенных проблем, на мой взгляд, только обострилась, уже видны результаты проводимых «реформ». Но не для того я вновь попросил слово, чтобы поумничать: мол, я же говорил... Как и прежде, я адресую свое слово чиновникам, как и прежде, не ограничиваюсь критикой, как и прежде, удивляюсь собственной наивности, потому что понимаю: диалог на равных — явление почти нереальное.

Умников, особенно в момент явных провалов, всегда много. Мало тех, кто берет ответственность за провал. Вот и стали расхожими ссылки на мировые или региональные (российские) финансово–экономические проблемы. Так–то оно так, а что ты, государственный муж, сделал, чтобы предотвратить, чтобы упредить, чтобы развить, чтобы обеспечить?..

Ничего??! Увы, к сожалению, нашим министерством сделано очень много. По–моему, в русле собственного понимания «линии партии» Министерство архитектуры и строительства в лице, в первую очередь, замминистра г–на Д.И.Семенкевича приложило немало усилий по уничтожению рыночных начал и снижению эффективности в проектно–строительной отрасли.

Развернутая глобальная кампания аттестации и сертификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, воспринятая как панацея от всех бед и основанная на абсурдных с точки зрения экономической эффективности количественных критериях, затмила сознание служащих.

По количеству аттестованных специалистов мы скоро превзойдем Китай, только вот «специалистам» этим место достанется разве что на печке, холодной печке. Любая девочка (мальчик), окончившая институт, имея компьютерную тестовую программу, за неделю легко выучит правильные ответы на вопросы и аттестуется на ГИП (главного инженера проектов) или ГАП (главного архитектора проектов). Собственно, это и делается. Остается укомплектоваться такими «девочками» в требуемом количестве по различным специальностям, и проектная организация выполняет основное аттестационное требование!

По моему мнению, никого не интересуют творческий потенциал созданного субъекта, качественные результаты предыдущей деятельности, реальный опыт работы также контролируется минимально и формально. Множественные попытки Союза архитекторов достучаться до министерства со своим мнением, основанным на глубоком понимании проблем, мировой практике, о необходимости творческой, цеховой аттестации и персонифицированной ответственности специалистов увенчались только раздражением принимавших решения. Ничего, что фактически из–за недогрузки большинство аттестованных структур удержать кадры не может. Появился целый штат аттестованных «бегунов» с определенной тарифной ставкой. Советский народ, известно, имеет гениальную способность на нелогичные действия власти ответить соответствующей профанацией.

Взяли под контроль все объекты проектирования согласно классификации их по сложности, вплотную подобравшись к коттеджам и сараям. «Озабоченные» качеством проектирования уничтожили практически уже сложившийся рынок проектных услуг. Госинституты лежат без госзаказа. Обремененные большим аппаратом и теми же аттестационными требованиями, они доживают последние годы. Мелкие, самые эффективные организации уничтожены. Средние выживают только те, кто прислонился к прикормленным крупным игрокам белорусского бизнеса либо создан этими игроками.

У мелкого и среднего бизнеса для реализации любых инвестиционных проектов (а именно это, только это может вытянуть страну из ямы!!!) не осталось никаких шансов.

Господа, вы победили.

Рынка земли (участков для реализации инвестиционных проектов) нет.

Нормативно–правовой базы в виде планов детальной планировки и т.д., а также благоприятной атмосферы (честная конкурентная среда, уважение права частной собственности, гарантия инвестиций) нет.

Рынка проектировщиков, способных быстро, качественно, дешево сделать проект, уже нет.

Метание от одной крайности (полная отмена лицензирования) к другой привело к коллапсу.

Забота о качестве проектирования и строительства, а также борьба с коррупцией — фальшивый лозунг. Господа, контролируйте госзаказ от атомной станции до последнего гвоздя любого бюджетного объекта.

Пусть весь госзаказ обеспечивают госорганизации!!! Никто не против. Не им суждено спасти положение. Дайте мелким и средним предпринимателям, еще не принявшим решение уехать за рубеж, самим распорядиться своей идеей, своими деньгами. Они сами проконтролируют и свои расходы, и качество, и эффективность проектировщика или строителя.

Освободите полностью от своей «заботы» все негосударственные объекты III и IV класса сложности!!! Ведь все независимо от форм собственности обязаны выполнять действующие на территории страны нормы и регламенты!!! Все, кто хочет и кому обязательно предписано по условиям обеспечения требований безопасности объектов и других требований, проводят госэкспертизу проектов!!!

А как проектировщик организовал процесс (выполнил силами штатных сотрудников или привлек иных, но лучших, на его взгляд, профильных специалистов) — это вопрос субъекта хозяйствования.

Может быть, тогда (если вы чего–нибудь еще не придумаете) через год–другой у нас появится небольшое, но эффективное свое производство фиброцементных фасадных панелей из вашего залежалого цемента; может, кто–то с вашей помощью рискнет инвестировать в производство лицевого кирпича из нашей доморощенной глины; может, кто–то захочет составить конкуренцию гипсовому заводу, проданному вами кому–то по причине непонимания проблем спроса и рынка; может быть, вместо химии с химией у нас в Беларуси, обладающей великолепной сырьевой базой, появятся свои производители строительной химии (линейка продукции исчисляется сотнями наименований и спрос — неограничен); может быть, тогда белорус не станет отдавать ползарплаты за банку краски Tikkurila или Belinka, а поддержит своего производителя и купит ее у него, потратив в три раза меньше.

Этот спонтанно возникший перечень можно продолжать долго.

Беларусь имеет огромный интеллектуальный потенциал и богатейшие сырьевые ресурсы. Все это надо беречь и уважать. Не надо «строить» людей, позвольте им самим строить то, что они захотят, в рамках закона, разумеется, и, поверьте, мир станет прекрасным.

Леонтий ЗДАНЕВИЧ, архитектор, лауреат Государственной премии.

От редакции. Все проблемы подлежат публичному и гласному обсуждению. Это — норма жизни! Публикуя это письмо, редакция хотела бы знать мнение как Министерства строительства и архитектуры, так и иных специалистов, заинтересованных в решении проблем, которые остро поставил г–н Зданевич.

Советская Белоруссия № 21 (24903). Четверг, 4 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter