"Р" побывала на базе инженерных боеприпасов

Мины за семью печатями

База инженерных боеприпасов надежно укрыта от посторонних глаз. Меня встречают в небольшом населенном пункте и на «уазике» везут через леса и поля Минщины. Кружим долго, словно заметаем следы. И вот наконец мы у ворот КПП. Сначала проверка документов и выписка пропусков. Система контроля жесткая, ведь за воротами — боеприпасы. 


…И вот перед глазами колючая проволока, сетка и другие ограждения. «Это рубежи охраны: сигнализационный, обнаружения, воздействия и поражения, — рассказывает Геннадий Шифман, первый заместитель командира базы. — Один показывает, что объект пересек препятствие, а другой уже под напряжением 8 тысяч вольт работает в импульсном, непрерывном и отталкивающем режимах. Поражает насмерть». И мы проходим ограждение там, где разрешено. 

Как и положено, склады с боеприпасами хорошо замаскированы, в лесу их сложно обнаружить. Охраняет объект военизированная охрана: здесь не проскочит даже мышь. 

Заходим в хранилище: бетонный пол, на стеллаже — термометр. Зачем? Чтобы контролировать режимы хранения. Удовлетворительный, когда держится температура +5… +15 градусов, и хороший +5… +25. Хранилище и само помогает поддерживать нужный режим: оно железобетонное, вдобавок укрыто землей. В деревянных ящиках здесь хранятся взрыватели к противотанковым минам. Поэтому установлены различные виды защиты: на несанкционированное вскрытие, есть датчики, реагирующие на движение, а еще подающие сигналы о задымлении и пламени. Контроль ведется круглосуточно и непрерывно. 

Так хранятся боеприпасы.

А мы переходим на открытую площадку, где под навесами, укрытыми тентами, хранятся противотанковые мины ТМ-62М. 

Они уложены в ящики, а те — в штабеля ровненько, устойчиво, маркировкой в сторону прохода. Геннадий Шифман рассказывает, что вся тара пропитывается огнезащитной и антисептической пропиткой. А тенты производства «Моготекс» из ПВХ-ткани  выдерживают температуру от +50 до -50 градусов. В них также добавлен специальный состав, чтобы они стали огнезащитными. Но и это еще не все: площадка оборудована системой молниезащиты и противопожарными щитами. Неподалеку — водоемы. 

Мы на площадке открытого хранения боеприпасов, оборудованной двумя навесами. Здесь применен пакетный способ хранения — своеобразное ноу-хау в Вооруженных Силах. 

Пакеты вмещают 9—12 ящиков. Ленты для них сделаны из металла и полипропилена, что обеспечивает устойчивость. Кстати, один такой ящик с противотанковыми минами весит в среднем 60 килограммов. Загрузка происходит так: подъезжает погрузчик «Амкодор-А 211», подхватывает пакеты, ставит их в автомобиль, который и повезет боеприпасы в войсковые части.  

Так, а что хранится в ящиках на этой площадке? Оказывается, противотанковые мины серии ТМ62М. Каждая из них весит от 9,5 до 10 килограммов в зависимости от начинки. Чтобы 4 мины, хранящиеся в деревянном ящике, не соприкасались, между ними сделаны перегородки. В пенале на стенке ящика хранятся ключи для перевода взрывателя из боевого положения в походное и ключ для вывинчивания и ввинчивания взрывателя. Кстати, для безопасности мины и взрыватели хранятся отдельно. Укрывается содержимое ящика парафинированной бумагой, чтобы уберечь от влажности. Кроме того, в таре есть отверстия для вентиляции. А чтобы предохранить ящики от солнца или влаги, площадки, где они хранятся, укрываются навесами или тентами. Поэтому даже при температуре на улице +40 градусов, противотанковые мины в комфортных условиях. 

Идет обслуживание гусеничной пожарной машины.

Сохранить их — полдела, а как поддерживать в исправном состоянии? Для технического осмотра начальник ремонтного отдела вместе с начальником хранилища и обработчиками имущества ремонтного фонда снимают боеприпасы со штабеля и осматривают их в рабочем пункте. Выносится вердикт: отправить их на ремонт и обслуживание или, если ремонтировать не стоит, утилизировать на специально оборудованной подрывной площадке.

Старший прапорщик Александр Борисевич не скрывает: работа с боеприпасами опасна. И с миной нужно обращаться порой даже бережнее, чем с ребенком. Вот и приходится придерживаться строгих правил и действовать в четкой последовательности. Берется ящик и проверяется состояние пломб и тары, сверяется номер партии. Потом ящик вскрывается. Проверяется, чтобы боеприпасы не оказались  окончательно снаряжены (были без взрывателей), считается их количество. Мины выкладываются на стол, изучаются их состояние и комплектующие. Если они с коррозией, то аккуратненько очищаются специальной щеткой или наждачной бумагой, чтобы не вызвать сильного трения. Затем на металлическую поверхность мины наносятся консервационные смазки, предохраняющие ее от коррозии и проникновения внутрь влаги, а также краски и лаки. Потом на мину наносят маркировочные данные. Боеприпасы укладывают в тару — так, чтобы они не соприкасались, между ними кладется картон. Затем укрывают парафинированной бумагой. Ящик закрывается, пломбируется, на него наносятся маркировочные данные и надпись, когда был произведен ремонт или осмотр. 

Мы направляемся в пожарное депо. Здесь нас встречает начальник службы противопожарной защиты и аварийно-спасательных работ Артем Гладкевич. Он вводит в курс дела: «Наша задача — обеспечить противопожарную безопасность объектов базы. Еще мы выезжаем на пожары в ближайшие населенные пункты, спасаем от огня леса и торфяники, помогаем сотрудникам МЧС». Штатная команда противопожарной защиты — 12 военнослужащих срочной службы: пожарные, водители и даже механики-водители танка. 

Внимательно рассматриваю гусеничную пожарную машину, созданную на базе танка Т-55. Она бронированная, чтобы обезопасить экипаж. Впереди — ковш, которым она разбивает штабеля с боеприпасами, если горит склад. Машина вмещает 9 тонн воды: если нужно, добавляется пенообразователь. 

Выходим из депо на улицу, а погода уже изменилась. Снегопад сменился ярким солнцем. И хоть в стране продолжает лютовать циклон, а некоторые районы остались без электроснабжения, здесь все работает в штатном режиме. Были приняты и дополнительные меры безопасности: усилена охрана и введено круглосуточное дежурство должностных лиц. Статус объекта обязывает.

СЛОВО КОМАНДИРУ

Начальник базы инженерных боеприпасов полковник Сергей Крыгин:


— Войсковая часть действует здесь с 1981 года, она формировалась как склад боеприпасов Белорусского военного округа. Сейчас в задачи базы входят прием, отправка, контроль качества и технического состояния боеприпасов, их ремонт, учет, охрана и утилизация. Меры безопасности соответствуют высочайшим стандартам. Отбор персонала серьезный, контроль жесточайший. Сюда не попадают случайные люди, ведь здесь хранится вся номенклатура инженерных боеприпасов, которые есть на вооружении в стране. Они используются подразделениями инженерных войск, а также подразделениями МВД и МЧС.

pahomovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter