Минус пятьдесят процентов

Кто не успел, тот опоздал. Новогодний сезон скидок миновал. Тем, кто жаждет побольше сэкономить, пожалуй, придется подождать до следующих рождественских каникул. В Беларуси ни продавцы, ни покупатели к скидкам еще не привыкли, и в межсезонье “ценопад” если и бывает, то весьма скудный и хаотичный.

Повысить легче, чем снизить?
Распродажи, ранее знакомые только по зарубежным фильмам да рассказам вернувшихся из загранпоездок, постепенно приживаются и у нас. Правда, для экономически развитых стран снижение цен — нормальное явление, иногда можно купить добротный товар по цене в 2—3 раза меньшей, чем первоначальная. У нас же пока это чаще всего экспериментаторство, от которого потребитель может выиграть, как правило, не больше 5—10 процентов от исходной цены.
— Многим продавцам не хватает профессионализма, чтобы использовать инструмент скидок для стимулирования продаж. Свободу действий значительно ограничивают и сложности систем документооборота и ценообразования, — считает председатель правления общественного объединения “Гильдия маркетологов” Анатолий Акантинов.
Цены на отечественную продукцию жестко регулируются, производителям приходится их согласовывать в разных инстанциях. “Стоит на каком-нибудь предприятии решиться на скидки, как бухгалтерия сразу же резко протестует, и разобраться в этом непросто”, — пояснил он.
— Купишь ты пять ящиков водки или пятьдесят — заплатишь по той же цене, — признался в разговоре с корреспондентом “НГ” владелец сети магазинов, действующих в республике.
Впрочем, часто неповоротлива и торговля. Цену нередко проще повысить, чем снизить,  по личному опыту знает Анатолий Акантинов. Не раз производители для увеличения продажи снижали отпускные цены. Но от этого выигрывал не покупатель, а торговля: продавцы оставляли ценники прежними, а в кассу клали большую маржу.
Вопрос предоставления скидок каждое предприятие торговли принимает самостоятельно в зависимости от его экономических возможностей, Министерство торговли Беларуси только принимает “концептуальные решения”, отметили в управлении организации торговли этого министерства. Систему скидок в нашей стране применяют все чаще, но численно оценить объемы продаж с их применением пока очень сложно: статистика в этой сфере не ведется.

Где “рыбное место”?
Намного проще действовать, когда у производителя есть фирменные магазины. Например, “Коммунарка” уже второй год подряд перед Новым годом в своих фирменных торговых точках снижает цены на шоколад. В последний раз его предлагали со скидкой 20 процентов. “И мы больше продаем, и больше людей могут порадовать своих родных, знакомых сладкими подарками”, — объясняют цель такого “ценопада” в отделе продаж предприятия.
Фирменные магазины сегодня есть у многих отечественных производителей. Здесь торговые наценки, как правило, немного ниже, чем в других магазинах. Поэтому желающим сэкономить стоит сюда заглядывать.
Почти всегда на скидки и распродажи можно попасть в гипермаркетах и новых торговых сетях типа “Копейка”, “Корзинка”, “Соседи”, “Рублевский”.
Еще больше можно выиграть, если поторговаться на рынке. Величина скидки напрямую зависит от того, насколько покупатель сможет убедить продавца. Правда, чем более “цивилизованными” становятся наши рынки, тем сложнее этого добиться. “Я только продавец, работаю на хозяина за процент от реализации. “Скинуть цену не могу”, — такое можно услышать все чаще.
По дешевке можно купить и в так называемых “конфискатах”. Здесь порой встретишь товар на 50 и больше процентов дешевле, чем в обычных магазинах. Проблема в том, что, хоть в Беларуси и работает около 400 “конфискатов”, но товар в них поступает нерегулярно. К тому же нужно быть готовым к тому, что на купленную в таком магазине вещь гарантия распространяться не будет.

Игра на снижение
“Консерватизм” торговли можно объяснить еще и тем, что в универсамах и магазинах, особенно продуктовых, продается много товаров социально значимого ассортимента (молочные, хлебобулочные изделия), на которые устанавливают низкие предельные наценки. В итоге, объясняет председатель Совета по делам торговли Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктор Маргелов, хотя на некоторые товары магазин и вправе устанавливать наценку до 30 процентов, в целом по всему ассортименту выходит в среднем 15—17 процентов. “В такой ситуации “играть” на снижении цен очень сложно”, — отметил он.
Очень проблематично применять скидки и чисто по техническим причинам. Современные системы учета и анализа движения товаров, маркировки штрих-кодами помогают зарубежным торговым предприятиям детально просчитывать экономический эффект от снижения цен на тот либо иной товар. “У нас этого пока нет”, — посетовал Виктор Маргелов.
Да и покупатель, не избалованный скидками, пока относится к ним чаще с подозрением: мол, снизили цену — значит товар некачественный.
Но все это — явления временные. С развитием рыночных отношений — и это неизбежно — скидки в торговле станут выгодным делом для всех: и для продавцов, и для покупателей.

Лови момент
Все скидки некоторые условно делят на три категории: временная (краткосрочная акция в межсезонье), сезонная (в конце сезона падают цены на сельхозпродукцию, обувь, одежду, прочие товары), “разгрузка” (если товар “залежался”).
В Беларуси чаще можно встретить следующие виды скидок:
— “Минус проценты” — например, “-20%”
— Вместо старой цены — новая. Для наглядности продавец часто перечеркивает старую цену и рядом пишет новую, более низкую
— Бонус — купи товар и получи второй экземпляр бесплатно (2 по цене 1)
— Флайер — предъяви этот “талончик” и заплатишь меньше
— Подарок — например, купи компьютер и получи аудиосистему бесплатно
— Дисконтные карты — купи товар на определенную сумму и потом в этом магазине сможешь покупать со скидкой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter