Почему парламентарии недовольны проектом бюджета на 2018 год и что делать, чтобы наша промышленность не проигрывала конкуренцию на рынке ЕАЭС

Минус на минус дает плюс

Как вы относитесь к прогнозам? Согласитесь, зачастую они не сбываются. Обидно, когда вместо обещанного синоптиками солнца за окном льет дождь. С прогнозами социально-экономического развития страны все еще серьезнее. Обыватель обычно думает так: опять чиновники обещают хорошую жизнь… И в чем-то он, собственно, прав. Заявленные на бумагах цифры далеко не всегда воплощаются в жизнь. О конкретных точках роста экономики, настроениях бизнеса, проблемах на едином рынке ЕАЭС, сложностях формирования бюджета на следующий год и нововведениях на рынке труда говорили участники XVIII Международной научной конференции «Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития». Корреспондент «Р» послушала и записала самые яркие мнения.

За последние два года позиция МАЗ на рынке ЕАЭС опустилась до 6 места.

При прогнозировании нужно видеть ниши

Сергей СИДОРСКИЙ, член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК:

— Экономисты задают вопрос: достигли ли мы дна? У членов ЕЭАС на это разные точки зрения, но факты говорят сами за себя: сейчас осторожно можно говорить о росте. Вы знаете, что сегодня более 40 стран ведут переговоры с ЕЭК о том, чтобы их товары были на общем рынке союза. Это очень опасная общая тенденция, которую нужно внимательно отслеживать. Наш рынок интересует всех, и задача для Минэкономики такая: при прогнозировании нужно четко видеть свои ниши внутри ЕАЭС и за пределами страны. Сегодня мы ведем переговоры по зоне свободной торговли с Турцией, Египтом, Ираном и ждем от национальных органов конкретных отработанных тем по производству конкретных видов продукции на определенный период, вплоть до 2030 года, как это прописано в Программе социально-экономического развития. К сожалению, этого пока нет. 

Что касается промышленного производства, в ЕАЭС действует согласованная промышленная политика. По ней нам предстоит работать в ближайшей перспективе. Здесь есть три важных момента: конкурентоспособность, кооперация и ведение общего рынка. Пока, к сожалению, Беларусь в этом вопросе проигрывает. К примеру, в ЕАЭС за последние два года МАЗ скатился на шестое место. Лидирует сейчас КамАЗ. Потом идут Мercedes, DAF, Scania, Volvo. Кто мешает нашему производителю активно модернизировать производство? 

Да, автомобилестроение на белорусском рынке выстрелило. По сути, мы за полтора года провели полную подготовку общих требований и правил к промышленной сборке, эксплуатации и сервисному обслуживанию легковых автомобилей. Вопрос производства решен. Задаем следующий вопрос: рынком кто-то занимается? Кроме разговоров, что мы начнем продавать 50 тысяч машин, дальше ведь никто не работает. Но нужно четко понимать, что эти машины нужно продать. Российские и казахстанские коллеги создают дилерские центры, мощные производственные базы на территории ЕАЭС. К сожалению, у нас вопросы дальше стартовой точки пока не идут.

Индекс делового оптимизма в ближайшее время должен улучшиться.
Фото Pengawetkayu.com

Надо вылечить депрессию

Владимир КАРЯГИН, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства:

— Проблемы развития предпринимательства трансформируются. Если раньше мы говорили о том, что у нас отсутствовала инфраструктура поддержки предпринимательства, то сегодня в ней работает более 100 таких субъектов хозяйствования: инкубаторы, технопарки, центры поддержки. Появились госпрограммы, где может участвовать крупный бизнес. К сожалению, пока мы их не адаптировали под возможности малого и среднего бизнеса. Это наша большая проблема: 90% субъектов предпринимательства не входит ни в какие деловые сети. Мы выиграли грант в Брюсселе: участие в самой  крупной деловой сети в мире — Европейской сети поддержки предприятий. Сколько белорусских компаний бесплатно вошли в эту сеть? Всего только семь! Маркс говорил: «Самая страшная крепость — человеческий череп». Ее ничем не прошибить — инертность наша большая проблема.

Очередной индекс делового оптимизма пока демонстрирует депрессивное настроение предпринимателей. Мы очень рассчитываем, что после подписания полного пакета документов по либерализации условий ведения бизнеса ситуация изменится. Пока же деловые круги называют основные проблемы по пунктам: отсутствие стабильности в экономике и невозможность планирования (88% опрошенных), несоразмерность административных наказаний (76,1%), неравенство форм собственности (64,6%), высокая налоговая нагрузка (55,7%), дорогие кредитные ресурсы (52,6%) и другие. Большая проблема закупок сырьевых ресурсов: для нас действуют другие цены, в результате наша продукция на внешних рынках неконкурентная по стоимости.

Отцовский отпуск

Андрей ЛОБОВИЧ, первый заместитель министра труда и социальной защиты:

— Под влиянием роста промышленности и ВВП на рынке труда замедлился процесс сокращения численности занятых в экономике. Спрос на рабочую силу стал постепенно расти, изменилась динамика показателя напряженности на рынке труда. Так, соотношение количества безработных к числу официальных вакансий сейчас составляет 0,5 человека на 1 вакансию. 

Перспективными мерами нашей политики станут шаги, которые направлены прежде всего на решение основных проблем, препятствующих эффективной занятости. Первое: вовлечение незанятого населения в экономику страны. Второе: сокращение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы. Если говорить о первом направлении, то здесь планируется принять меры, которые поспособствуют реализации потенциала отдельных категорий граждан. Например, сейчас предоставлена возможность обучения и переобучения по направлению органов по труду женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Также сейчас прорабатывается введение так называемых отцовских отпусков по уходу за ребенком: мужчинам предоставят в первые 6 месяцев после рождения ребенка право взять неоплачиваемый двухнедельный отпуск. Кроме того, планируется создание специальных рабочих мест для инвалидов, а также благоприятных условий для самозанятости. 

Не превратить страну в офшор

Владимир ПАНТЮХОВ, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по экономике, бюджету и финансам:

— Я попытаюсь ответить на вопрос, как мы будем жить в 2018 году. Для начала давайте поговорим об инвестициях. Президент ставил четкую задачу: их нужно привлекать активнее. Однако ситуация сейчас такова: за последние шесть лет доля инвестиций в основной капитал ВВП сократилась в 1,6 раза, существенно снизилась и отдача капиталовложений. Объем иностранных инвестиций уже несколько лет находится в отрицательном тренде. Если мы говорим о том, что создаем все условия для инвесторов, то почему с инвестклиматом такая ситуация? 

Полагаю, с инвестором нужно работать так, чтобы он понимал: вложения в нашу страну выгодные и надежные. Нам не следует делать акцент только на создании преференциальных режимов с огромными налоговыми льготами, превращая страну в большой офшор. Я еще раз повторюсь: нужно пересматривать законодательство. Сегодня инвестдеятельность у нас регулируется 40 правовыми актами, создана рабочая группа по совершенствованию инвестклимата. Однако смелых и эффективных новаций пока нет, комплексных решений тоже не принимается. Инвесторам сегодня должны быть предоставлены гарантии сбыта, стабилизационная оговорка, различные стимулы, должна быть декриминализация рисков и многие другие условия. 

Хочу затронуть еще и проект бюджета на 2018 год. Сформировать его в жестких условиях было непросто — не было места для маневра. Основные позитивные моменты, которые заложены в проекте бюджета,  связаны с ростом заработной платы, улучшением пенсионного обеспечения, поддержкой для нуждающихся, увеличением объемов развития бюджетных механизмов. Однако я считаю, что баланс интересов пока рано называть оптимальным. Настораживает то, что проект бюджета нельзя назвать бюджетом развития, хотя мы к такому стремимся. Постараюсь аргументировать: во-первых, на 20% сокращаются расходы на оказание финподдержки реального сектора в виде возмещения процентов по кредитам. Во-вторых, на 17% уменьшается общий объем расходов на АПК. В-третьих, критическим остается объем финансирования научной и инновационной деятельности: в объеме ВВП цифра составляет всего 0,25% при целевой задаче до 1%. В-четвертых, объем недофинансирования госпрограмм составит около 123 миллионов рублей. В целом проект бюджета нуждается в детальной экспертизе, стоит пересмотреть подходы и внедрять при его формировании более прогрессивные методы. 

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter