Минус 300 лошадиных сил

Почему новая техника не всегда доходит до полей?По государственной программе энергонасыщенный трактор должен идти в село в комплекте со шлейфом машин, чтобы были заняты круглый год.  Однако машину не успевают комплектовать не только сеялкой и 20–тонным прицепом, но даже, как мы убедились, колесами, запасным ремкомплектом, качественными стеклами...

Почему новая техника не всегда доходит до полей?


Посевную Виктор Ясинскас, механизатор сельхозкооператива «Кищина–Слободской» Борисовского района ждал с нетерпением. Ему предстояло сесть за руль новенького «Беларуса» на 300 лошадиных сил. О чудо–машине наслышан. В комплекте с сеялкой, а точнее, с 6–метровым почвообрабатывающим посевным агрегатом, мощный трактор одновременно рыхлит, выравнивает почву и бросает семена в землю в точном соответствии с требованиями аграрной науки. Быстро и эффективно. Через несколько лет именно «Беларус–3022» со шлейфом прицепных машин (плуг, прицеп, посевной агрегат) будет выполнять весь комплекс сельскохозяйственных работ. Доверяют такой «компьютер» на колесах лучшим из лучших. Для механизатора это своего рода знак отличия, признания профессионализма.


Однако «звездный час» для Виктора Ясинскаса в эту посевную так и не наступил. То есть новую машину механизатор получил вовремя, но ни разу не попробовал ее в настоящем деле. Сев ранних яровых зерновых в хозяйстве уже практически завершен. Только без сверкающего свежей краской «Беларуса–3022». Вряд ли это обрадует семью механизатора. Ведь вместо возможных 100 — 120 тысяч рублей в день Виктор сейчас, в самые погожие хлебные деньки, зарабатывает не больше 25 тысяч. Почему? Причин несколько.


— Приходится машину использовать на подсобных работах. Не можем загрузить в полную силу. Сеялки под нее нет, — комментирует ситуацию председатель СПК «Кищина–Слободской» Олег Кучинский, — хотя деньги за посевной агрегат мы перечислили почти месяц назад.


Цеплять на мощную машину старые сеялки — что палить из пушки по воробьям. Да и не обеспечивают они технологичность сева. А кооператив — один из лучших в районе. В прошлом году здесь на круг зерновых намолотили по 50 центнеров с гектара. Но даже если бы сеялка пришла, новенький трактор вряд ли составил бы конкуренцию импортному аналогу, который в СПК «Кищина–Слободской» приобрели 3 года назад. Увы, у нашего гиганта за неделю — три поломки.


— Сначала реле замкнуло, потом аккумулятор сел, а на днях просто высыпалось стекло в кабине, — загибает пальцы раздосадованный механизатор. Кроме того, хозяйство получило технику без ремкомплекта и второй пары передних колес (в таких мощных машинах передних и задних колес по две пары — для лучшей проходимости по полю). В соседнем хозяйстве ОАО «Полимиз–Агро» «Беларус–3022» не ломался и с комплектацией все в порядке, но большого проку от него тоже нет: таскает по полю культиватор, с которым вполне справился бы и другой, куда менее мощный трактор. Итого: из двух 300–сильных тракторов, которые поставлены в Борисовский район специально к посевной кампании, не у дел оба. Может, частный случай, досадное исключение?


«Есть проблемы», — вздыхает заместитель начальника Главгостехнадзора Минсельхозпрода Николай Волощик. По оперативным данным Минсельхозпрода, к началу посевной (на 6 апреля) из 226 «Беларусов–3022» прибыли в хозяйства без парных колес — 73. Это значит, что даже теоретически машины не могли выйти в поле, — завязли бы во влажной и раскисшей после таяния снега почве. Кроме того, ежедневно примерно 40 мощных тракторов из 600, закупленных по лизингу в этом и прошлом годах, простаивают из–за поломок. Хоть в большинстве случаев и мелких. Их можно было выявить и устранить во время обкатки на заводе. Но Минский тракторный не успевает делать обкатку у себя. Часть тракторов выходит в поле без стекол, потому что они... лопаются сами по себе и рассыпаются чечевицей. Говорят, из Венгрии пришла целая партия стекла с браком. Однако выяснилось это почему–то только тогда, когда кабины уже были остеклены. Тракторозаводцы безропотно устраняют брак, но тем временем уходят–убегают погожие и потому очень дорогие нынче крестьянину часы, сутки...


— В нашем тракторе 18 тысяч комплектующих, примерно пятая часть поставляется из–за рубежа. Конечно, могут возникать вопросы. Это же техника, которую, к слову, разрабатывать мы начали всего пять лет назад, — излагает свое видение ситуации генеральный конструктор РУП «Минский тракторный завод» Иван Усс. — С каждым годом качество «Беларуса–3022» совершенствуется. Но чудес не бывает. Важно, чтобы все недостатки устранялись оперативно. С этой задачей наши сервисные центры справляются. Техника из–за поломок простаивает не больше суток.


— Судите сами: в стране 118 районов, а простаивают всего 40 из имеющихся 1.291 энергонасыщенного трактора, — дополняет коллегу начальник управления контроля, методологии, качества и организации обеспечения Минпрома Владимир Ключников. — Минский тракторный завод на внутренний рынок поставляет всего 7 — 8 процентов от общего объема выпуска техники. Все остальное — экспорт. Неужели вы думаете, что зарубежный покупатель голосовал бы рублем за наш трактор, если бы он был плохим?


Нет, не думаю. На этот счет у меня даже нет и тени сомнения. Знаю, что и новые «Беларусы–3022» с прошлого года трудятся на полях Краснодарского края в России и в Николаевской области Украины. Серьезных нареканий нет. Припоминаю также, как в командировке в Алматинском районе о «Беларусе», о его неприхотливости, надежности и дешевизне в обслуживании мне взахлеб рассказывал казахский механизатор, которому было с чем сравнивать нашу технику. Именитый «Джон Дир» буквально «раздевает» крестьянина на третий–четвертый год работы — при покупке запчастей. В этом уже убедились и наши крестьяне. Они, так же как и я, отлично понимают, что родные поля должна бороздить своя техника.


Хочу поставить вопрос по–другому. Начало года было нелегким для нашей промышленности. Спрос на рынках сбыта остался практически прежним. Техника нужна, особенно сельскохозяйственная. Но у российских, украинских, других зарубежных покупателей появились проблемы иного рода — финансовые. Иссякли кредитные ресурсы, на которых, собственно, держался рынок. Государство приняло единственно верное и грамотное решение: закупить в начале года больше техники — МАЗов, тракторов для своих крестьян. И промышленные предприятия будут работать в полную силу, и село получит новую современную технику. Всем хорошо. В теории. А на практике?


По государственной программе энергонасыщенный трактор должен идти в село в комплекте со шлейфом машин, чтобы были заняты круглый год. Иначе, как я уже объясняла, в его оперативной поставке смысла нет. Однако машину не успевают комплектовать не только сеялкой и 20–тонным прицепом, но даже, как мы убедились, колесами, запасным ремкомплектом, качественными стеклами. Говорят, деньги поступили слишком поздно и предприятия опоздали сформировать заказ смежникам из–за рубежа. А в комплектации мощных тракторов и навесных машин к ним много импортных запчастей. Но кого интересуют причины, когда важен результат? А получается так: зарубежным аграриям поставляем товар лицом. Своим же крестьянам — как придется?..

 

«Технический сбой»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter