От нашествия вредителей не застрахованы даже передовые хозяйства

Минус 20 процентов урожая

Такой «результат» получишь, если пожалеешь полтинника на каждый рубль, вложенный в минеральное питание

БОЛЕЕ 143 тысяч тонн завесил в этом году несвижский каравай. Перевыполнен и госзаказ на закупку пшеницы в 16 тысяч тонн. Сорта элитные, понятно, что и качество хлеба высокое. Из такого сырья делают даже спагетти, которые ничем не уступают знаменитым итальянским. Лидерство по-прежнему за известным агрокомбинатом «Снов». Буквально на пятки ему наступает сосед — ОАО «Новая жизнь». На круг здесь собрали 94,4 центнера зерна, третий результат в Минской области. По сравнению с прошлым годом приросли сразу на 20 центнеров.

Главный агроном ОАО «Новая жизнь» Несвижского района Миха-ил КОНОНОВИЧ, директор хозяйства Андрей РАТОМСКИЙ, старший научный сотрудник Института защиты растений НПЦ НАН Беларуси по земледелию Анна РАДЫНА, завлаборато-рией института кандидат сельхознаук Людмила СОРОКО

ВОКРУГ агрогородка Оношки, центральной усадьбы хозяйства, бескрайние ухоженные поля. Чувствуется рука хозяина. Стеной стоит люцерна, которая уже дала три укоса, кукуруза за два метра, сахарные плантации с корнеплодами под килограмм. Их уборка только разворачивается, а в прошлом году получили почти по 765 центнеров с гектара. Вполне европейские показатели и добрая прибавка в казну предприятия.

Короче, работают на результат и на экономику. Взяв в надежные помощники науку. Заключен долгосрочный договор с Институтом защиты растений НПЦ НАН Беларуси по земледелию. Теперь все новые зарегистрированные препараты апробируются на местных почвах. Затраты того стоят, уверен директор хозяйства Андрей Ратомский. Скажем, в этом году на всей площади озимых применили протравитель баритон-супер. Затем вовремя внесли регуляторы роста. Результат — полные закрома.

Для завлабораторией института кандидата сельхознаук Людмилы Сороко и старшего научного сотрудника Анны Радыны «Новая жизнь», без преувеличения, второе место работы. Сейчас они помогают агрономической службе проводить гербицидные обработки. Весной их лишь «дошлифуют».

НО неужели нельзя обойтись без дорогостоящих препаратов? Оказывается, никоим образом. Особенно сейчас, когда климат заметно изменился. В стране теперь есть полноправная четвертая агроклиматическая зона. В нее входят несколько районов Брестской области, в частности, Дрогичинский, Малоритский, Столинский, а также юго-восточные районы Гомельщины — Брагинский, Житковичский, Ельский, Лельчицкий и Наровлянский. Среднегодовая сумма температур здесь достигла 10 градусов.

Однако изменяются не только климатические условия, приспосабливаются к ним и возбудители разных болезней растений. К примеру, в ряде мест зафиксирована желтая ржавчина на зерновых культурах – это что-то вроде стеблевой формы мучнистой росы. Но если с этой напастью сражаться весьма просто, то нанести препарат на стебель растения затруднительно. Тем не менее убирать ржавчину надо. Иначе неделя-другая и с урожаем можно распрощаться.

Все активнее на полях кукурузный мотылек. Он из Польши, поясняет Анна Радына. Вредитель широко шагает, вернее, летает по Гомельщине и Брестчине, уже замечен и в Могилевской области. На зимовку устраивается в оставшихся стеблях, на поверхности почвы. Растет вместе с кукурузой и постепенно прогрызает ее. Естественно, растение ломается, а упавшие початки техника убрать уже не в силах. Урожайность может снизиться до 50 процентов. Кстати, инфекция сохраняется до десяти лет. Если землю капитально не запахать, а остановиться лишь на дисковании, для вредителя создадим самые комфортные условия. Специалисты советуют не экономить на топливе и не ограничиваться минимальной обработкой почвы. Фитосанитарная ситуация может выйти из-под контроля.

Среди новых, но уже известных угроз и овсюг обыкновенный. А попал он к нам вместе с семенами люцерны из Молдовы. Как вспоминает Людмила Сороко, впервые овсюг проявил себя еще в 90-е годы прошлого столетия в СПК «Щорсы» Новогрудского района. Тогда большинство ученых посчитало, что это неперспективный сорняк, он не сможет даже перезимовать. Вначале так и было, но потепление климата дало о себе знать. Растение приспособилось к нашим условиям и вновь проявилось на Гомельщине и Брестчине. В почве оно может храниться до пяти лет.

Интересно, что выжить овсюгу во многом помогает закатка кормов в рулоны. Под укрытием он дозревает. Затем корм дают животным, но семена вредителя остаются в сохранности. А куда потом идет органика? Да, на новые площади. Вот такой кругооборот, весьма нежелательный для аграриев.

А еще оленка мохнатая. Раньше она питалась с личных подвоий хозяйств рядом с чернобыльской зоной. Сначала съела все цветы, почему-то брезгует только красными тюльпанами. Желтые идут на ура. Теперь добралась и до плодовых деревьев.

КАК считают ученые, на один рубль, вложенный в минеральное питание, обязательно нужно потратить 40–50 копеек на защиту растений. В ином случае от удобрений не дождешься нужной отдачи. К сожалению, многие сельхозпроизводители не соблюдают такое соотношение. Только из-за этого ежегодно страна недополучает до 20 процентов урожая.

shevko@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter